Белорусский форум Pogovorim.by

Новости, обсуждение актуальных событий в Беларуси и мире, объявления, советы
Текущее время: 28 ноя 2020, 03:20

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Игры, развивающие логику, внимание, память
СообщениеДобавлено: 19 мар 2011, 11:51 
Не в сети
Наполеониха
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010, 20:59
Сообщения: 6491
Откуда: Минск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 14 раз.
Награды: 2

Как развивать логическое мышление ребенка? Как игры этому способствуют? Как научить ребенка концентрировать внимание? Добиваться своей цели? Как развить память малыша?


Журнал "Улица Сезам для родителей" № 6, 2000 г.

Как привить ребенку волевые качества

Черно-белая шахматная доска, моментально вызывающая к жизни образ таинственного Домино в полумаске, шахматные фигуры, много раз оживавшие волею самых разных писателей-сказочников, - все это молчаливое великолепие однажды, будьте уверены, привлечет интерес вашего ребенка. Грех этим не воспользоваться, особенно если знаешь, что могут дать шахматные занятия будущему школьнику.

Леонид Яковлевич Береславский - автор собственной методики развития интеллектуальных способностей у детей. К нему на занятия в школу "Открытие" с удовольствием ходят и двухлетние малыши, и дети старшего дошкольного возраста. Леонид Яковлевич считает, что дошкольников не обязательно учить читать и считать, а вот развивать их мышление необходимо. И тогда вожделенные умения придут сами собой и станут естественными, как дыхание.

В школе Береславского малыши решают специальные задачки на установление отношений, развивают память с помощью специального тренажера и обязательно играют в шахматы.

Но почему именно шахматы? Ну во-первых, Леонид Яковлевич и сам - заядлый шахматист, кандидат в мастера спорта по шахматам, и его интерес к детскому развитию как раз и начался с интереса к детским шахматам.
Во-вторых, издавна считается, что занятия шахматами развивают интеллект. А в-третьих, детей очень привлекают и сама шахматная доска, и деревянные затейливые фигурки. Малыши чувствуют: здесь какая-то тайна.

Вот что говорит Береславский: "Так что же все-таки дают шахматы? Как могут помочь будущему школьнику? Развивают ли они память? Никаких точных, стопроцентно верных данных на этот счет нет, хотя традиционно считается, что у шахматистов хорошая память.

Считается, что шахматы хорошо развивают счетные способности. Безусловно, это так, есть детишки, которые именно благодаря шахматам научились считать. Развивают ли шахматы логику? Конечно, да. В первую голову, простейшую операцию классификации. Но не только это. Шахматы помогают ребенку овладеть операцией действования в уме. Хочешь не хочешь, но, играя в шахматы, ты вынужден на ход, на два просчитывать свои ходы и ходы своего партнера, иначе попадешь в ловушку.

Но и это не самое главное. А что же? Шахматы - это игра по правилам, Ладья ходит именно так и никак иначе, а конь - только вот таким образом. Мне приходилось играть с четырехлетними детьми, которые, не находя правильного решения, просто сбивали с доски неугодную фигуру. Я говорил: "Это не по правилам", - и мы искали под столом сбитую фигуру и продолжали партию. Шахматы учат действовать в определенных, не тобой созданных условиях по очень жестким правилам. Это дисциплинирует ум, а главное - тренирует волю.

Я бы сказал, что шахматы не столько образовывают, сколько воспитывают. Шахматист учится распределять свои силы, просчитывает ходы, он старается сохранить за собой возможность управлять ситуацией, регулировать ее, как банкир в банках Екатеринбурга или военачальник на поле битвы. Мне кажется, что воспитание волевых качеств - главная ценность занятий шахматами в дошкольном возрасте".

А как учить играть в шахматы? Дело в том, что не у всех есть хорошие, доходчивые, красочные учебники шахмат для детей и их родителей. Но и не обязательно сразу усаживать малыша за партии. Особенно если мама или папа учатся одновременно с ребенком. Для развития тех качеств, о которых мы говорили, вполне достаточно так называемых околошахматных задач и заданий, в которых задействованы шахматная доска и шахматные фигуры. В издательстве "Астрель" готовится к печати книга Л.Я. Береславского "Азбука шахмат".

Вот задачи, которые дети четырех-пяти лет выполняют с удовольствием, особенно если задачи представлены на настоящем шахматном материале. В будущей книге таких заданий будет больше пятисот.

Задача 1. На развитие памяти.
Расставляем на доске фигурки, их должно быть не больше трех. Просим малыша внимательно посмотреть на то, как они стоят. Потом говорим, снимая фигурки со своих мест: "Ой, посмотри, все фигурки убежали погулять, а назад сами вернуться не могут: забыли, где их домики. Помоги им вернуться домой".


Задача 2. На развитие памяти и действий в уме.
"Покажи на шахматной доске, как черная ладья в два хода "съест" две белые пешки". Для выполнения этой задачи надо объяснить ребенку, что ладья может ходить по вертикальным или горизонтальным линиям на одну или несколько клеток. Комбинация не должна быть слишком сложной. Количество фигур, которые надо "съесть", может быть увеличено, если ребенок научился. Кстати, таким образом можно познакомить ребенка со способами, которыми ходят и другие шахматные фигуры. Для этого надо только заменить ладью, с которой дошкольник уже освоился, на другую фигуру и объяснить, по каким правилам она ходит.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Игры, развивающие логику, внимание, память
СообщениеДобавлено: 19 мар 2011, 11:52 
Не в сети
Наполеониха
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010, 20:59
Сообщения: 6491
Откуда: Минск
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 14 раз.
Награды: 2
Лена Данилова

Возраст: 2-5 лет.



Возраст: 2-5 лет.

Сейчас в продаже имеется много таких игр, как ТАНГРАМ, ПИФАГОР, КОЛУМБОВО ЯЙЦО, ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ, ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ, ПЕНТАМИНО, ГЕКСАМИНО и других, называемых традиционными головоломками. Это геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей определенным образом. Обычно к играм прилагаются довольно сложные силуэтные задания, которые не всякий взрослый сможет сразу выполнить. Чтобы ребенок смог выполнять такие сложные задания, надо дать ему сначала упрощенные задания. Для игры вам понадобятся сразу два экземпляра одной и той же головоломки.

Головоломка "Танграм"

Покажите игру ребенку, рассмотрите с ним детали, назовите их форму и размер. Сравните детали одинаковой формы, но разного размера (треугольники). Научите малыша словам «одинаковый», «такой же» и потренируйтесь в нахождении нескольких абсолютно одинаковых фигур.

Если Вашему малышу два года, поиграйте с ним в «Обезьянку» (название этой игры взято из книги «Интеллектуальные игры» Б.П. Никитина). Обезьянкой, конечно, будет Ваш малыш. А так как обезьянки любят «обезьянничать», то есть все повторять за людьми, вот Вы и попросите свою обезьянку все за вами повторять. Возьмите две любые детали головоломки и кладите их на стол – одну над другой или рядом, разными сторонами друг к другу. Пофантазируйте, и даже из двух деталей может получиться интересная фигура. А малыш пусть пробует повторять ваши «картинки». Когда начнете играть в другой раз, возьмите две другие детали и так далее. Постепенно перейдите к трем деталям (каждый раз можно брать разные детали). И, в конце концов, Вы сможете давать малышу задания из всех деталей игры (хотя это может наступить еще не скоро).

Кроме механического повторения придуманных вами рисунков, попросите малыша самому придумать что-нибудь – простой узор (из одного или двух комплектов) или изображение, похожее на какой-то реальный предмет.

Поможет развить фантазию Вашего ребенка игра «На что это похоже?» – из двух-трех деталей сложите простой силуэт и сами начните фантазировать – это похоже на «цветок», «мороженное», «вазочку» и так далее. И, конечно, вовлекайте малыша, пусть и он попробует придумать, на что «ЭТО» похоже.

Когда ребенок хорошо освоился с деталями игры, предложите ему сложить задание по нарисованному образцу. Их обычно публикуют в книгах, где есть рисунки и изображением самой игры. Если рисунки с заданиями очень мелкие – перерисуйте их или сделайте копии с увеличением. Начните с самых простых фигурок. На первых порах используйте только задания с прорисованными контурами деталей (правда, такие варианты заданий не всегда публикуются, в таком случае, сделайте их самостоятельно), чтобы чрезмерной сложностью задания не отбить у малыша интерес к игре. Потом перейдите к более сложным – силуэтным рисункам.

Когда ребенок уже сможет, попросите его не только придумывать, но и зарисовывать придуманные им самим задания.

Познакомьте ребенка с понятием «симметрия», показав ему, как можно строить симметричные фигуры и рисунки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Яндекс.Метрика

Администрация форума не несет ответственности за достоверность информации, предоставляемой пользователями