Белорусский форум Pogovorim.by

Новости, обсуждение актуальных событий в Беларуси и мире, объявления, советы
Текущее время: 19 июл 2018, 23:33

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]

Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Повышение категории работника
СообщениеДобавлено: 04 дек 2012, 21:50 
Пользователь

Благодарил (а): 0 раз.
Доброго времени суток. Необходима консультация.
Дело в следующем:
Работаю инженером-конструктором в гос.организации. Три месяца назад руководитель организации предложил мне вести определенный участок работы и в качестве поощрения и мотивации мне пообещали до конца года дать 2-ую категорию. Сейчас, когда поднялся вопрос с категорией, кадровик сказала, что она не может дать мне категорию по той причине, что стаж в должности у меня меньше 3 лет (стаж у меня на данный момент 2 года и 8 месяцев); и когда придёт проверка, то у неё будут штрафные санкции. Хотя я знаю, что в нашей организации категории присваивались без соблюдения данного условия - 3 года стажа для 2-ой категории и 2 года для 1-ой категории. Более того, у нас брали на работу людей без опыта работы проектировщиком (человек, например, работал наладчиком или энергетиком) сразу со 2-ой категорией.
Значит, в трудовом законодательстве есть какое-то положение позволяющее получить категорию раньше положенного времени? Подскажите, чем можно руководствоваться в данном случае.
Спасибо.

Заголовок сообщения: Re: Повышение категории работника
СообщениеДобавлено: 04 дек 2012, 23:06 
Компромиссионер

Награды: 1
Нет. В законодательстве нет "лазеек", которые позволили бы присвоить работнику более высокую квалификацию в госорганизации до истечения необходимого стажа, предусмотренного квалификационной характеристикой рассматриваемой должности (смотрите соответствующий выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее - ЕКСД) и общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2009 г. № 125 (далее – ОКПД), на основании которого, по сути, и составлена квалификационная характеристика по должностям в выпусках ЕКСД.
Кое какие "послабления" в присвоении квалификационных категорий предусмотрены только для случаев назначения на новую должность.
Например, пунктом 16 Общих положений ЕКСД, утвержденных Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1, предусмотрено, что в порядке исключения на должности руководителей всех уровней управления, специалистов (без категории) и других служащих наниматель может назначить лиц, не имеющих образования и (или) стажа работы, предусмотренных квалификационными требованиями по соответствующей должности, если иное не установлено законодательством, с учетом деловых и профессиональных знаний, умений и навыков работника, наличия опыта работы по соответствующему направлению деятельности, инициативного и творческого отношения к работе и других факторов.
Пунктом 25 того же документа определено, что в порядке исключения специалисту, не имеющему квалификационной категории, и назначаемому (принимаемому) на должность может быть присвоена квалификационная категория при условии наличия у него стажа работы, предусмотренного квалификационными требованиями квалификационной характеристики соответствующей должности, в том числе опыта работы на руководящих должностях по данному направлению деятельности. При этом учитывается имеющийся у него практический опыт работы, а также деловые, личностные качества специалиста, уровень его профессиональных знаний, умений и навыков.

В том же пункте имеется и норма, которая позволяла бы присвоить более высокую квалификацию "вне очереди", но ее исполнение представляется мне весьма затруднительным. Сулите сами:
Более высокую квалификационную категорию специалисту в порядке исключения наниматель вправе присваивать также с учетом разработки и реализации им эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов. При этом условия, порядок присвоения квалификационных категорий по данному основанию, а также критерии оценки эффективности указанных мер предусматриваются в организации самостоятельно.

СообщениеДобавлено: 06 дек 2012, 19:32 
Пользователь

Где тут можно плюсовать, Пархим?

СообщениеДобавлено: 06 дек 2012, 22:24 
Пользователь

Parkhim, спасибо за отклик.
Я в расстерянности. На своём веку не припомню случая, чтобы при присвоении категории выдерживались требуемые условия - необходимый стаж работы. И в нашей гос.организации в данном случае сплошные нарушения. У нас некоторые работники за 2,5 года общего стажа успевали получить и 2-ую и 1-ую категорию.
Мне вот что удалось найти из правовой информации по данному вопросу:
http://www.pravo.by/pdf/2012-16/2012_16_8_24739.pdf
Если у Вас будет время и возможность, гляньте этот документ (меня там пункт 20 заинтересовал).
Спасибо.

СообщениеДобавлено: 10 дек 2012, 02:06 
Компромиссионер

Награды: 1
Nik писал(а):
...
Мне вот что удалось найти из правовой информации по данному вопросу:
http://www.pravo.by/pdf/2012-16/2012_16_8_24739.pdf
Если у Вас будет время и возможность, гляньте этот документ (меня там пункт 20 заинтересовал).
Спасибо.

Я Вам в предыдущем своем посте дал цитаты из пунктов 16 и 25 именно этого документа, на который Вы поделились ссылкой.
Что касается пункта 20 этого же документа, то давайте его более подробно рассмотрим.

Цитата:
Специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой соответствующей должности, квалификационную категорию наниматель может присвоить в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии при условии наличия у данного специалиста опыта работы по соответствующему направлению деятельности, в том числе на руководящих должностях.

В данном случае заключение аттестационной комиссии необходимо. Просто так приказом директора, как проявления его воли, установить работнику более высокую квалификацию нельзя.

Цитата:
...
Более высокую квалификационную категорию специалисту в порядке исключения наниматель вправе присваивать также с учетом разработки и реализации им эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов.

Данный пункт вряд ли может касаться широкого числа специалистов, так как для подобной работы (разработка и реализация указанных мер) необходимы и определенного характера знания (которые, к примеру, вряд ли имеются у бахгалтера, специалиста по кадрам или иного специалиста, в круг обязанностей которого не входят вопросы топливно-энегретических и материальных ресурсов), и опыт.

Цитата:
...
Условия и порядок присвоения квалификационных категорий по основаниям, изложенным в настоящем пункте, а также критерии оценки эффективности труда специалиста определяются нанимателем в локальном нормативном правовом акте.

Т.е., просто издать приказ не получиться. Должен быть (до приказа о присвоении квалификации) ЛНПА, который определяет порядок присвоения квалификации по основаниям пункта 20 Постановления №1.

Цитата:
...
Специалисты, работающие в условиях неполного рабочего времени, в том числе на условиях совместительства, допускаются к аттестации для присвоения квалификационных категорий по занимаемой должности на общих основаниях.

Ну, это, как бы в довесок...

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]