Переворот в Чили в 1973 году
- 25.01.2020
- 1 369
Шедшая там борьба за выбор пути развития не всегда выливалась в вооружённые конфликты с прямым вмешательством великих держав, но она не раз приводила к расколу нации и кровавым политическим переворотам. Наиболее известный пример - события 70-х гг. в Чили.
К концу 60-х гг. Чили, одна из богатейших и развитых стран Латинской Америки, оказалась в затруднительном экономическом положении. Правительству во главе с президентом Эдуардо Фреем Монтальвой с трудом удалось провести задуманную в интересах небогатого крестьянства земельную реформу.
Тем не менее оно не смогло во всём объёме использовать главное достояние страны - крупнейшие залежи меди, находившиеся под контролем североамериканских предпринимателей.
«Чилизация» - выкуп горнорудных компаний в пользу государства или для продажи местным собственникам - шла крайне медленно. Столкнувшись с ростом инфляции, руководство страны объявило режим «принудительной экономии», запретив при этом забастовки. Но повышение цен на товары привело к массовым волнениям, всё громче раздавались требования кардинальных реформ.
Социалистическая партия Чили (СПЧ) и Коммунистическая партия Чили (КПЧ) сильно потеснили соперников на парламентских выборах 1969 г. Провозглашённая Фреем «революция в условиях свободы» потерпела поражение.
Судьба страны должна была решиться на президентских выборах в сентябре 1970 г. В их преддверии левые партии - СПЧ, КПЧ, Радикальная социал-демократическая партия (РСДП), Движение единого народного действия (МАПУ) и Движение независимого народного действия (АПИ) - создали блок Народное единство.
На выборах кандидатом от этого блока выдвинули лидера социалистов Сальвадора Альенде Госсенса. Он и одержал победу: более трети избирателей отдали ему свои голоса. Правительство Альенде сразу же получило значительную поддержку СССР и всего социалистического лагеря, рассчитывавших на ослабление влияния США в Чили.
В 1971 г. началась реализация экономической программы Альенде. Месторождения меди, нефти, селитры стали собственностью Республики Чили. Государство разными путями установило почти безраздельный контроль над банками и внешней торговлей. Оно получило и несколько десятков самых крупных и доходных заводов.
Переход в собственность государства огромных средств позволил снизить безработицу более чем в два раза. Если к началу правления Альенде она охватывала 8,3 % трудоспособного населения, то к концу (1973 г.) - 3,8 %. Впрочем, рабочие места часто создавались искусственно, лишь ради увеличения числа занятых.
Рассчитывая на доходы от торговли медью, нефтью и иным сырьём, правительство повысило пособия неимущим в полтора - два раза, пенсии - в полтора раза. На селе у крупных собственников изымали землю и раздавали её крестьянам.
Развернулась борьба с неграмотностью. Все эти меры содействовали популярности президента Альенде в широких слоях общества, и на местных выборах 1971 г.
Народное единство одержало бесспорную победу, собрав свыше половины всех голосов. На парламентских выборах в марте 1973 г. блок получил 40 % голосов.
Однако правительству не удалось справиться с обесцениванием денег, и не обеспеченные товарами выплаты лишь усложняли общее положение в стране. Сокращались заработки и снижался жизненный уровень многочисленных мелких собственников в городе.
Внешнеполитический курс Альенде также устраивал не всех. Чилийцы лйкви- дировали расположенные на их территории североамериканские военные базы. США в свою очередь отказались предоставлять республике кредиты.
В самом руководстве шли бесконечные споры о путях развития страны. Всё сильнее проявлялось личное и политическое соперничество между лидерами социалистов и коммунистов. Крайне левая часть Народного единства - МАПУ, АПИ и некоторые другие группы - настаивала на более радикальных реформах.
Безнадёжно испортились и отношения государства с Римско-католической церковью. Альенде тремился вытеснить её из сферы образования и лишить влияния на общественную жизнь.
С 1972 г. обстановка в стране ещё сильнее обострилась из-за протестов владельцев грузового транспорта. Их экономические требования постепенно сменились политическими.
В парламенте Христианско-демократическая партия во главе с Фреем Монтальвой и правая Национальная партия препятствовали принятию выдвигаемых Альенде законопроектов. В консервативно настроенной чилийской армии росли опасения «коммунизации» Чили.
Парламентские выборы 1973 г. продемонстрировали невозможность отстранения Альенде от власти демократическим путём. Поэтому в среде высшего генералитета созрел заговор.
11 сентября 1973 г. армия выступила против правительства. В столице страны Сантьяго и крупных городах военные взяли власть в свои руки. Фактически с первых минут путча на терри тории Чили начало действовать осадное положение. «Неблагонадёжных» и «подозрительных» арестовывали и обыскивали прямо на улицах, иногда их избивали и расстреливали без суда и следствия.
Основные усилия заговорщики направили на захват президентского дворца Ла Монеда в Сантьяго. Полицейские и добровольческие части, оставшиеся в распоряжении Альенде, были крайне немногочисленны. Но он лично возглавил оборону резиденции, пытаясь противостоять регулярным армейским подразделениям.
Вскоре солдатам удалось захватить здание, президент же погиб при невыясненных обстоятельствах. Власть перешла в руки военной хунты, которой руководил мятежный генерал Аугусто Пиночет Угарте.
В 1974 г. он стал президентом и единоличным главой государства, диктатором Чили.
Новое правительство разорвало отношения с СССР и другими социалистическими странами, а их посольства спешно покидали Сантьяго. В то же время связи с США восстанавливались в полном объёме. И хотя хунта не вернула собственность североамериканским компаниям, зато гарантировала им компенсацию убытков. США в ответ согласились кредитовать экономику Чили.
Внутри страны политика Пиночета осуществлялась путём жесточайшего террора. В ходе переворота стадион Сантьяго превратился в своеобразный концлагерь для «неблагонадёжных».
Некоторым так и не удалось покинуть его живыми. Однако и позднее репрессии против врагов диктатуры не ослабели. Политические стачки и демонстрации, организуемые левыми силами, часто выливались в кровавые столкновения с полицией и войсками.
Всего за время диктатуры по политическим обвинениям в тюрьмах оказалось более 100 тыс. человек. Сколько погибло, точно не установлено. Часто называемая цифра в 3 тыс. человек касается лишь пропавших без вести, т. е. людей, похищенных или захваченных по указанию властей, а затем убитых без судебного разбирательства.
Общая же численность казнённых «политических», а также погибших во время задержания и уличных столкновений, от избиений и пыток в тюрьмах значительно больше.
В оппозиции к Пиночету находились христианские демократы. Возмущение его «эксцессами» выражали даже руководители Национальной партии. Свирепствовавший в стране террор осудила Римско-католическая церковь. Постепенно сложился единый фронт борьбы за демократизацию Чили. Пиночет сопротивлялся долго и упорно.
Разработанная хунтой концепция национальной безопасности предусматривала - в интересах «спасения» страны - сохранение власти военных на длительный переходный период. В 1980 г. под строгим надзором ар мии прошёл референдум, одобривший новую конституцию.
В соответствии с ней Пиночет провозглашался президентом на 8 лет с правом переизбрания на второй, также 8-летний, срок. Военная диктатура в Чили сохранялась. Только в 1987 г. была разрешена легальная политическая деятельность немарксистских партий.
Читайте также: Сальвадор Альенде - от википедии и биографии до улицы в его честь