Система внешкольного воспитания.
- 25.04.2013
- 2 411
Одним из положительных итогов работы системы образования во 2-й половине 1990-х годов является восстановление роли воспитательной работы в образовательной деятельности. Школа смогла преодолеть негативные тенденции, вызванные социально-политической нестабильностью конца 1980-х – начала 1990-х годов. В республике создана достаточно четкая структура управления воспитательным процессом. Обеспечены дальнейшее формирование целостной системы воспитания, активизация идеологической работы, гражданского и патриотического воспитания, профилактика социального сиротства, асоциальных проявлений в среде учащейся молодежи, защита прав детей. Продолжена разработка необходимой нормативной правовой базы и научно-методического обеспечения различных направлений социально-воспитательной работы, уделено внимание повышению профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров, ответственных: за осуществление воспитательного процесса.
Организован мониторинг качества воспитания учащихся и студентов (качества воспитательного процесса, его ресурсного обеспечения, уровня воспитанности). Налажена система информирования учащихся и студентов по вопросам внутренней и внешней политики страны.
Велась работа по практической реализации норм Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Обеспечена координация деятельности республиканских органов государственного управления по реализации основных положений Конвенции о правах ребенка и Закона Республики Беларусь «О правах ребенка». Ежегодно начиная с 1999 г. издается Национальный доклад «Положение детей в Республике Беларусь», который рассматривается как форма мониторинга реального положения детей в стране и реализации их прав. Принят и последовательно реализовывается Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 гг.
В целях развития социально-педагогического направления и формирования комплексной и профессиональной системы защиты детства и охраны прав детей обеспечено создание условий для деятельности социальных педагогов. На начало 2005/2006 учебного года в учреждениях образования работало 3,5 тыс. социальных педагогов; более 92% из них
имеют высшее образование.
Подготовлен Национальный доклад «Положение студентов в Республике Беларусь в 2004 г.».
Начиная с 2003 г., впервые за последние 15 лет, сохранена тенденция сокращения количества детей-сирот, на 10% выросло количество сирот, устроенных на воспитание в семьи. Аналогичных тенденций нет ни в одной из стран СНГ. В 2004 г. граждане Республики Беларусь усыновили детей на 8% больше, чем в 2003 г., за 9 месяцев 2005 г. – на 13% (35 детей) больше, чем за аналогичный период 2004 г. (всего усыновлено 267),
В целях усиления защиты прав и законных интересов детей-сирот разработаны 7 постановлений правительства. Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 утверждено Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилого фонда.
Уделено внимание развитию интернатных учреждений для детей-сирот, созданию в них моделей воспитания, адекватных изменившемуся контингенту воспитанников. Проведен мониторинг положения детей-сирот в 20 интернатных учреждениях. Если в 1990 г. социальные сироты составляли около 25% контингента интернатных учреждений для детей-сирот, то в настоящее время – более 90%, причем это дети в возрасте старше 10 лет, имеющие, как правило, негативный социальный опыт. Этим обусловлена необходимость развития новых форм интернатных учреждений, таких как кадетская школа-интернат, кадетские классы для детей-сирот, школы-фабрики, а также отделений постинтернатной адаптации в уже действующих интернатных учреждениях. За 3 последних года количество сирот в вузах и ССУЗах увеличилось более чем на 50%, что диктует необходимость создания эффективной системы их адаптации в этих учреждениях образования и жизнеустройства выпускников. С этой целью созданы три экспериментальные площадки.
Внесены изменения в статьи Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, которые усилили ответственность родителей за воспитание детей, определили организацию раннего выявления детей, находящихся в социально опасном положении, механизмы взаимодействия органов государственного управления.
В соответствии с поручениями главы государства в 2005 г. завершено создание детских социальных приютов в каждом городе (районе), продолжена работа по созданию сети социально-педагогических центров. В 2005 г. действовали 140 детских социальных приютов и 64 социально-педагогических центра.
Социально-педагогические учреждения осуществляют поиск и использование всех возможных ресурсов семьи, родственников, предприятий, учреждений для устранения причин и условий неблагополучия детей. Работа с каждым ребенком и его семьей ведется в рамках межведомственного индивидуального плана защиты прав и законных интересов, утверждаемого местными исполнительными и распорядительными органами, что предусмотрено Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Кодексом Республики Беларусь о браке и семье. За 2004 г. социально-педагогическими центрами оказана помощь 29,1 тыс. несовершеннолетних, за 2005 г. – более 35 тыс.
С целью создания в городах и районах оптимальной сети клубов, кружков, секций, других объединений по организации досуга учащихся, усиления взаимодействия государственных, общественных организаций в интересах детей, управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Минского горисполкома разработаны программы организации досуга и занятости учащихся в свободное от учебы время на 2005-2007 гг.
В каждом учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования, созданы кружки, клубные объединения по интересам, в том числе работающие в субботу.