ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Система внешкольного воспитания.

Энциклопедия  •  25-04-2013, 23:11
Jenny
журналист Pogovorim.by

 

Одним из положительных итогов работы системы образования во 2-й половине 1990-х годов является восстановление роли воспитательной работы в образовательной деятельности. Школа смогла преодолеть не­гативные тенденции, вызванные социально-политической нестабильностью конца 1980-х – начала 1990-х годов. В республике создана достаточно четкая структура управления воспитательным процессом. Обеспечены дальнейшее формирование целостной системы воспитания, активизация идеологической работы, гражданского и патриотического воспитания, профилактика социального сиротства, асоциальных проявлений в среде учащейся молодежи, защита прав детей. Продолжена разработка не­обходимой нормативной правовой базы и научно-методического обеспе­чения различных направлений социально-воспитательной работы, уделено внимание повышению профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров, ответственных: за осуществление воспитательно­го процесса.

Организован мониторинг качества воспитания учащихся и студентов (качества воспитательного процесса, его ресурсного обеспечения, уровня воспитанности). Налажена система информирования учащихся и сту­дентов по вопросам внутренней и внешней политики страны.

Велась работа по практической реализации норм Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних».

Обеспечена координация деятельности республиканских органов го­сударственного управления по реализации основных положений Конвен­ции о правах ребенка и Закона Республики Беларусь «О правах ребенка». Ежегодно начиная с 1999 г. издается Национальный доклад «Положение детей в Республике Беларусь», который рассматривается как форма мо­ниторинга реального положения детей в стране и реализации их прав. Принят и последовательно реализовывается Национальный план дей­ствий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 гг.

В целях развития социально-педагогического направления и форми­рования комплексной и профессиональной системы защиты детства и охраны прав детей обеспечено создание условий для деятельности соци­альных педагогов. На начало 2005/2006 учебного года в учреждениях образования работало 3,5 тыс. социальных педагогов; более 92% из них

имеют высшее образование.

Подготовлен Национальный доклад «Положение студентов в Рес­публике Беларусь в 2004 г.».

Начиная с 2003 г., впервые за последние 15 лет, сохранена тенденция сокращения количества детей-сирот, на 10% выросло количество сирот, устроенных на воспитание в семьи. Аналогичных тенденций нет ни в одной из стран СНГ. В 2004 г. граждане Республики Беларусь усыновили детей на 8% больше, чем в 2003 г., за 9 месяцев 2005 г. – на 13% (35 де­тей) больше, чем за аналогичный период 2004 г. (всего усыновлено 267),

В целях усиления защиты прав и законных интересов детей-сирот разработаны 7 постановлений правительства. Указом Президента Рес­публики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 утверждено Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилого фонда.

Уделено внимание развитию интернатных учреждений для детей-сирот, созданию в них моделей воспитания, адекватных изменившемуся контингенту воспитанников. Проведен мониторинг положения детей-сирот в 20 интернатных учреждениях. Если в 1990 г. социальные сироты со­ставляли около 25% контингента интернатных учреждений для детей-сирот, то в настоящее время – более 90%, причем это дети в возрасте старше 10 лет, имеющие, как правило, негативный социальный опыт. Этим обусловлена необходимость развития новых форм интернатных учреждений, таких как кадетская школа-интернат, кадетские классы для детей-сирот, школы-фабрики, а также отделений постинтернатной адап­тации в уже действующих интернатных учреждениях. За 3 последних года количество сирот в вузах и ССУЗах увеличилось более чем на 50%, что диктует необходимость создания эффективной системы их адапта­ции в этих учреждениях образования и жизнеустройства выпускников. С этой целью созданы три экспериментальные площадки.

Внесены изменения в статьи Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, которые усилили ответственность родителей за воспитание детей, определили организацию раннего выявления детей, находящихся в соци­ально опасном положении, механизмы взаимодействия органов государ­ственного управления.

В соответствии с поручениями главы государства в 2005 г. завершено создание детских социальных приютов в каждом городе (районе), про­должена работа по созданию сети социально-педагогических центров. В 2005 г. действовали 140 детских социальных приютов и 64 социально-педагогических центра.

Социально-педагогические учреждения осуществляют поиск и исполь­зование всех возможных ресурсов семьи, родственников, предприятий, учреждений для устранения причин и условий неблагополучия детей. Работа с каждым ребенком и его семьей ведется в рамках межведом­ственного индивидуального плана защиты прав и законных интересов, утверждаемого местными исполнительными и распорядительными орга­нами, что предусмотрено Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Кодексом Республики Беларусь о браке и семье. За 2004 г. социально-педагогическими центрами оказана помощь 29,1 тыс. несовер­шеннолетних, за 2005 г. – более 35 тыс.

С целью создания в городах и районах оптимальной сети клубов, кружков, секций, других объединений по организации досуга учащихся, усиления взаимодействия государственных, общественных организаций в интересах детей, управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Минского горисполкома разработаны программы организа­ции досуга и занятости учащихся в свободное от учебы время на 2005-2007 гг.

В каждом учреждении, обеспечивающем получение общего сред­него образования, созданы кружки, клубные объединения по интересам, в том числе работающие в субботу.

Читайте нас в