Работа с одаренными детьми в Республике Беларусь.
- 25.04.2013
- 7 341
Динамично развивается в стране сеть учреждений внешкольного воспитания и обучения в национальной системе образования, которые обеспечивают детям и молодежи равный доступ к различным областям творческой деятельности, возможность реализации потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении, формировании здорового образа жизни.
На начало 2006 г. в национальной системе образования функционировало 356 учреждений внешкольного воспитания и обучения; в 28,5 тыс. объединений по интересам занималось 376,5 тыс. учащихся. Каждый третий учащийся общеобразовательной школы посещает учреждение внешкольного воспитания и обучения.
Принят ряд конкретных мер по дальнейшему совершенствованию системы внешкольного воспитания и обучения. Постановлением Министерства образования от 29 июля 2005 г. утверждена Программа развития учреждений внешкольного воспитания и обучения в Республике Беларусь на 2005-2007 гг.
В ходе подготовки и празднования 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне внешкольные учреждения стали инициаторами многочисленных массовых акций учащейся молодежи. Среди них: республиканская краеведческо-патриотическая акция «По местам операции «Багратион», республиканский конкурс летописей соединений и воинских частей, республиканский конкурс музеев боевой славы учреждений образования, республиканская патриотическая акция «Память», республиканская патриотическая акция «Победа». В учреждениях образования страны открыто 39 новых музеев.
Важным направлением в деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения является работа с одаренными детьми. Более 40 победителей республиканского конкурса научных биолого-экологаческих работ учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, и учреждений внешкольного воспитания и обучения стали стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
С целью обеспечения приоритета воспитательного процесса как одного из важнейших направлений реформирования общеобразовательной школы сформирована четкая структура управления этой сферой. Повышена роль классного руководителя, куратора учебной группы.
Огромные воспитательные возможности заложены в самой учебной деятельности, так как каждая отдельно взятая дисциплина оказывает влияние на формирование мировоззрения учащегося, его идейно-нравственных и гражданско-патриотических качеств. Это учитывается при создании новых учебных программ, учебников и учебных пособий, воспитательный потенциал которых значительно усилен.
Современный мир предъявляет все более высокие требования к воспитанию молодежи в духе гражданственности и патриотизма. Формирование гражданина-патриота, человека, сознающего свою ответственность, свой гражданский долг перед Родиной — одна из важнейших составляющих образовательного процесса на данном этапе. Разработан и с 2004 г. введен в учебный процесс спецкурс «Основы идеологии белорусской
государства пересмотрено содержание дисциплин социально-политического цикла (философия, история Беларуси, политология). Новые подходы к идеологическому воспитанию нашли отражение в учебном пособии «Беларусь – наша Радзіма», которое вручается каждому первокласснику в качестве подарка Президента Республики Беларусь, в учебнике по Великой Отечественной войне советского народа.
В школах введена практика двух расписаний: учебных занятий и проведения досуга. В выходные дни работает до 70% кружков учреждений внешкольного воспитания. Расширена совместная деятельность школ с учреждениями социально-культурной сферы и общественными организациями, такими как пионерская организация, БРСМ, студенческие профсоюзы.
Содержательную основу учебно-воспитательной и информационно-идеологической работы среди школьников и учащейся молодежи составляет воспитание гордости за свою страну, глубокого уважения к государственной символике, в которой символично выражается идеология нашего государства.
Целью идеологической и идейно-воспитательной работы со школьниками, учащейся и студенческой молодежью в современных условиях является привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства. Основной принцип организации учебно-воспитательной и информационно-идеологической работы – внедрение разнообразных форм и методов гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания учащихся и студентов.
Осуществляется последовательный переход от системы идеологической и воспитательной работы к созданию идеологической, воспитывающей среды, которая будет формировать личность не только содержанием образования и воспитания, но и уровнем межличностного общения, всем образом жизни обучающихся.
С целью правового просвещения учащихся и студентов в рамки изучения курса «Основы права», спецкурсов «Права человека», «Права ребенка», «Международное гуманитарное право» уделяется особое внимание вопросам формирования политической культуры учащихся и студентов, развитию общественно значимых стереотипов гражданского поведения, социальной ответственности, законопослушания, духовности и порядочности.
В Беларуси существует достаточно развитая система материальной поддержки и поощрения способной молодежи. В январе 2006 г. исполнилось 10 лет со дня подписания Указа Президента Республики Беларусь № 19 «О специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов». Свыше 10 тыс. учащихся и студентов стали лауреатами, стипендиатами фонда.