ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Работа с одаренными детьми в Республике Беларусь.

Энциклопедия  •  25-04-2013, 23:27
Jenny
журналист Pogovorim.by
Расскажите друзьям:Загрузка, подождите...

 

Работа с одаренными детьми в Республике Беларусь.

Динамично развивается в стране сеть учреждений внешкольного воспитания и обучения в национальной системе образования, которые обеспечивают детям и молодежи равный доступ к различным областям творческой деятельности, возможность реализации потребностей в нрав­ственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональ­ном самоопределении, формировании здорового образа жизни.

На начало 2006 г. в национальной системе образования функциониро­вало 356 учреждений внешкольного воспитания и обучения; в 28,5 тыс. объединений по интересам занималось 376,5 тыс. учащихся. Каждый тре­тий учащийся общеобразовательной школы посещает учреждение вне­школьного воспитания и обучения.

Принят ряд конкретных мер по дальнейшему совершенствованию системы внешкольного воспитания и обучения. Постановлением Мини­стерства образования от 29 июля 2005 г. утверждена Программа развития учреждений внешкольного воспитания и обучения в Республике Бела­русь на 2005-2007 гг.

В ходе подготовки и празднования 60-летия Победы советского на­рода в Великой Отечественной войне внешкольные учреждения стали инициаторами многочисленных массовых акций учащейся молодежи. Среди них: республиканская краеведческо-патриотическая акция «По мес­там операции «Багратион», республиканский конкурс летописей соеди­нений и воинских частей, республиканский конкурс музеев боевой славы учреждений образования, республиканская патриотическая акция «Память», республиканская патриотическая акция «Победа». В учреждениях образо­вания страны открыто 39 новых музеев.

Важным направлением в деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения является работа с одаренными детьми. Более 40 победителей республиканского конкурса научных биолого-экологаческих работ учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего сред­него образования, и учреждений внешкольного воспитания и обучения стали стипендиатами специального фонда Президента Республики Бе­ларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

С целью обеспечения приоритета воспитательного процесса как од­ного из важнейших направлений реформирования общеобразователь­ной школы сформирована четкая структура управления этой сферой. Повышена роль классного руководителя, куратора учебной группы.

Огромные воспитательные возможности заложены в самой учебной деятельности, так как каждая отдельно взятая дисциплина оказывает влия­ние на формирование мировоззрения учащегося, его идейно-нравствен­ных и гражданско-патриотических качеств. Это учитывается при созда­нии новых учебных программ, учебников и учебных пособий, воспита­тельный потенциал которых значительно усилен.

Современный мир предъявляет все более высокие требования к вос­питанию молодежи в духе гражданственности и патриотизма. Формиро­вание гражданина-патриота, человека, сознающего свою ответственность, свой гражданский долг перед Родиной — одна из важнейших составляю­щих образовательного процесса на данном этапе. Разработан и с 2004 г. введен в учебный процесс спецкурс «Основы идеологии белорусской

государства пересмотрено содержание дисциплин социально-политического цикла (философия, история Беларуси, политология). Новые подходы к идеологическому воспитанию нашли отражение в учебном посо­бии «Беларусь – наша Радзіма», которое вручается каждому первоклас­снику в качестве подарка Президента Республики Беларусь, в учебнике по Великой Отечественной войне советского народа.

В школах введена практика двух расписаний: учебных занятий и проведения досуга. В выходные дни работает до 70% кружков учреж­дений внешкольного воспитания. Расширена совместная деятельность школ с учреждениями социально-культурной сферы и общественными организациями, такими как пионерская организация, БРСМ, студенческие профсоюзы.

Содержательную основу учебно-воспитательной и информационно-идеологической работы среди школьников и учащейся молодежи со­ставляет воспитание гордости за свою страну, глубокого уважения к госу­дарственной символике, в которой символично выражается идеология нашего государства.

Целью идеологической и идейно-воспитательной работы со школь­никами, учащейся и студенческой молодежью в современных условиях является привитие подрастающему поколению основополагающих цен­ностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государ­ственности и формирование активной гражданской и личностной по­зиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства. Основной принцип организации учебно-воспитательной и информаци­онно-идеологической работы – внедрение разнообразных форм и ме­тодов гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания учащихся и студентов.

Осуществляется последовательный переход от системы идеологической и воспитательной работы к созданию идеологической, воспитывающей среды, которая будет формировать личность не только содержанием об­разования и воспитания, но и уровнем межличностного общения, всем образом жизни обучающихся.

С целью правового просвещения учащихся и студентов в рамки изучения курса «Основы права», спецкурсов «Права человека», «Права ре­бенка», «Международное гуманитарное право» уделяется особое внимание вопросам формирования политической культуры учащихся и студентов, развитию общественно значимых стереотипов гражданского поведения, социальной ответственности, законопослушания, духовности и порядоч­ности.

В Беларуси существует достаточно развитая система материальной поддержки и поощрения способной молодежи. В январе 2006 г. испол­нилось 10 лет со дня подписания Указа Президента Республики Беларусь № 19 «О специальном фонде Президента Республики Беларусь по соци­альной поддержке одаренных учащихся и студентов». Свыше 10 тыс. уча­щихся и студентов стали лауреатами, стипендиатами фонда.