Инвалидность в республике.

Энциклопедия

 

В Беларуси насчитывается около 400 тыс. инвалидов, получающих социальную помощь от государства. Система реабилитации инвалидов, созданная на основе законов «О социальной защите инва­лидов в Республике Беларусь» и «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», призвана реализовать поэтапное проведение реабилитационных мероприятий медицинского, медико-профессиональ­ного, профессионального и социального характера. Реализация статей законов предусматривает полную интеграцию больного (инвалида) в сферу занятости и предоставление ему равных возможностей в обществе, в первую очередь на рынке труда.

Государством и местными органами власти предусмотрен ряд мер социальной защиты инвалидов в виде льгот по налогам и платежам по медицинскому обслуживанию, по труду, в области образования и про­фессиональной подготовки (преимущественное зачисление в высшие и средние специальные учебные заведения).

В 2004 г. было признано впервые инвалидами 54423 человека в возрасте старше 18 лет, или 70,01 на 10 тыс. (2002 г. – 49932, или 64,85 на 10 тыс.) и 3739 в возрасте до 18 лет, или 18,23 на 10 тыс. (2002 г. 3798, или 16,87 на 10 тыс.).

Основной удельный вес в первичной инвалидности взрослого насе­ления составляют болезни системы кровообращения (43,9%), новообра­зования (20,9%), болезни нервной системы и органов чувств (7,6%), последствия травм и несчастных случаев (5,9%). В структуре детской ин­валидности (до 18 лет) – врожденные аномалии (28,5%), болезни нерв­ной системы и органов чувств (23,3%), психические расстройства (10,1%), новообразования (8,3%), болезни костно-мышечной системы и соедини­тельной ткани (8,3%).

Важное место в предупреждении заболеваний отводится профилак­тическим осмотрам населения в лечебно-профилактических организациях. Ежегодному осмотру подлежат состоящие на диспансерном учете, работающие на вредных производствах, а также дети в возрасте до 15 лет. Продолжаются мероприятия по преодолению медицинских последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 1999 г. работа по диспансериза­ции пострадавшего населения находится на контроле у Президента Рес­публики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 28 мая 1999 г.

296). Под медицинским наблюдением в республике состоит 1,6 млн. человек, в том числе 300 тыс. детей. В 2003 г. профилактическими осмот­рами было охвачено 99% взрослых и 99-100% детей и подростков, под­лежащих периодическим осмотрам.

Таким образом, можно отметить, что социальная политика органов государственной власти во 2-й половине 1990-х годов и в 2000-2005 гг. позволила обеспечить реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья, планомерный рост мощности амбулаторно-поликлини­ческих организаций, количества сельских врачебных амбулаторий, увели­чение объема оказанных услуг. В Республике Беларусь успешно функционирует государственная система здравоохранения. Медицинскую помощь населению оказывают более чем 45 тыс. врачей в 704 больничных и 1983 амбулаторно-поликлинических организациях, рассчитанных на 237,7 посещения в смену. Уровень обеспеченности населения врачебными кад­рами (46,2 на 10 тыс. населения) и коечным фондом (107,4 на 10 тыс. населения) в сравнении с аналогичными показателями экономически развитых стран оценивается как высокий.

По оценке ВОЗ, на начало XXI в. Республика Беларусь находилась на 51-м месте по общим достижениям систем здравоохранения среди 191 государства. В суммарный рейтинг входят такие показатели, как удельный вес расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте, рож­даемость, смертность, естественный прирост населения, ожидаемая про­должительность предстоящей жизни при рождении и др.

Уровень госпитализации в Беларуси с 1990 по 2004 г. вырос с 24,9 до 27,0 на 100 жителей, число посещений врачей в год на одного жителя – с 10,5 до 12,4 (рис. 7). Обеспечен ежегодный рост мощности амбулаторно-поликлинических организаций. Мощность амбулаторно-поликлинических организаций (с учетом всех ведомств) с 1995 по 2004 г. выросла с 212,3 до 242,6 посещения в смену на 10 тыс. населения.

Высокая обеспеченность врачебными кадрами, доступность стацио­нарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи сочета­ется с постоянным развитием материально-технической базы и внедре­нием в практику новых передовых технологий диагностики и профилак­тики заболеваний, лечения и реабилитации больных. Принимаются меры для увеличения экономической самостоятельности организаций здраво­охранения, перераспределения ресурсов с учетом экономической, меди­цинской и социальной эффективности инвестиций в различные направления деятельности, реализации принципов оплаты труда по его объему, качеству и эффективности.

Развитие отрасли в перспективе направлено на создание эффектив­ной системы здравоохранения, способной быстро осваивать новейшие медицинские технологии, быть самодостаточной как система, экономи­чески эффективной и, самое главное, способной успешно обеспечить демографическую безопасность страны через реальный контроль показа­телей здоровья населения (заболеваемость, инвалидность, смертность).

Исходя из Национальной стратегии устойчивого социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. намеча­ется увеличение доли финансирования здравоохранения к 2020 г. до 10% к ВВП, дальнейшее развитие внебюджетной деятельности, рост платных услуг с учетом платежеспособного спроса населения и развития добро­вольного медицинского страхования; обеспечение инвестициями наибо­лее приоритетных направлений деятельности; развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства и детства, профилак­тики социально опасных заболеваний. В области охраны здоровья населения необходимо создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса населения на личное здо­ровье, создание предпосылок для его удовлетворения.