ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Инвалидность в республике.
В Беларуси насчитывается около 400 тыс. инвалидов, получающих социальную помощь от государства. Система реабилитации инвалидов, созданная на основе законов «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» и «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», призвана реализовать поэтапное проведение реабилитационных мероприятий медицинского, медико-профессионального, профессионального и социального характера. Реализация статей законов предусматривает полную интеграцию больного (инвалида) в сферу занятости и предоставление ему равных возможностей в обществе, в первую очередь на рынке труда.
Государством и местными органами власти предусмотрен ряд мер социальной защиты инвалидов в виде льгот по налогам и платежам по медицинскому обслуживанию, по труду, в области образования и профессиональной подготовки (преимущественное зачисление в высшие и средние специальные учебные заведения).
В 2004 г. было признано впервые инвалидами 54423 человека в возрасте старше 18 лет, или 70,01 на 10 тыс. (2002 г. – 49932, или 64,85 на 10 тыс.) и 3739 в возрасте до 18 лет, или 18,23 на 10 тыс. (2002 г. 3798, или 16,87 на 10 тыс.).
Основной удельный вес в первичной инвалидности взрослого населения составляют болезни системы кровообращения (43,9%), новообразования (20,9%), болезни нервной системы и органов чувств (7,6%), последствия травм и несчастных случаев (5,9%). В структуре детской инвалидности (до 18 лет) – врожденные аномалии (28,5%), болезни нервной системы и органов чувств (23,3%), психические расстройства (10,1%), новообразования (8,3%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,3%).
Важное место в предупреждении заболеваний отводится профилактическим осмотрам населения в лечебно-профилактических организациях. Ежегодному осмотру подлежат состоящие на диспансерном учете, работающие на вредных производствах, а также дети в возрасте до 15 лет. Продолжаются мероприятия по преодолению медицинских последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 1999 г. работа по диспансеризации пострадавшего населения находится на контроле у Президента Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 28 мая 1999 г.
296). Под медицинским наблюдением в республике состоит 1,6 млн. человек, в том числе 300 тыс. детей. В 2003 г. профилактическими осмотрами было охвачено 99% взрослых и 99-100% детей и подростков, подлежащих периодическим осмотрам.
Таким образом, можно отметить, что социальная политика органов государственной власти во 2-й половине 1990-х годов и в 2000-2005 гг. позволила обеспечить реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья, планомерный рост мощности амбулаторно-поликлинических организаций, количества сельских врачебных амбулаторий, увеличение объема оказанных услуг. В Республике Беларусь успешно функционирует государственная система здравоохранения. Медицинскую помощь населению оказывают более чем 45 тыс. врачей в 704 больничных и 1983 амбулаторно-поликлинических организациях, рассчитанных на 237,7 посещения в смену. Уровень обеспеченности населения врачебными кадрами (46,2 на 10 тыс. населения) и коечным фондом (107,4 на 10 тыс. населения) в сравнении с аналогичными показателями экономически развитых стран оценивается как высокий.
По оценке ВОЗ, на начало XXI в. Республика Беларусь находилась на 51-м месте по общим достижениям систем здравоохранения среди 191 государства. В суммарный рейтинг входят такие показатели, как удельный вес расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте, рождаемость, смертность, естественный прирост населения, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении и др.
Уровень госпитализации в Беларуси с 1990 по 2004 г. вырос с 24,9 до 27,0 на 100 жителей, число посещений врачей в год на одного жителя – с 10,5 до 12,4 (рис. 7). Обеспечен ежегодный рост мощности амбулаторно-поликлинических организаций. Мощность амбулаторно-поликлинических организаций (с учетом всех ведомств) с 1995 по 2004 г. выросла с 212,3 до 242,6 посещения в смену на 10 тыс. населения.
Высокая обеспеченность врачебными кадрами, доступность стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи сочетается с постоянным развитием материально-технической базы и внедрением в практику новых передовых технологий диагностики и профилактики заболеваний, лечения и реабилитации больных. Принимаются меры для увеличения экономической самостоятельности организаций здравоохранения, перераспределения ресурсов с учетом экономической, медицинской и социальной эффективности инвестиций в различные направления деятельности, реализации принципов оплаты труда по его объему, качеству и эффективности.
Развитие отрасли в перспективе направлено на создание эффективной системы здравоохранения, способной быстро осваивать новейшие медицинские технологии, быть самодостаточной как система, экономически эффективной и, самое главное, способной успешно обеспечить демографическую безопасность страны через реальный контроль показателей здоровья населения (заболеваемость, инвалидность, смертность).
Исходя из Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. намечается увеличение доли финансирования здравоохранения к 2020 г. до 10% к ВВП, дальнейшее развитие внебюджетной деятельности, рост платных услуг с учетом платежеспособного спроса населения и развития добровольного медицинского страхования; обеспечение инвестициями наиболее приоритетных направлений деятельности; развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства и детства, профилактики социально опасных заболеваний. В области охраны здоровья населения необходимо создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса населения на личное здоровье, создание предпосылок для его удовлетворения.