ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Правовой статус Президента.

Энциклопедия  •  21-11-2012, 16:43
Jenny
журналист Pogovorim.by

 

Правовой статус Президента.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе госу­дарственных органов. Согласно статье 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и междуна­родными организациями. Президент принимает меры по охране сувере­нитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и террито­риальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую ста­бильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении нею, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Новая редакция Конституции не содержит прямого указания на то, что Глава государства одновременно является и главой исполнительной власти. Президент ныне как бы возвышается над всеми иными властными структу­рами. В этом заключается и его потенциал как субъекта нормотворчества

Конституцией Республики Беларусь предусматривает внесение следующих правовых актов Президента – декреты, указы, распоряжения.

Декреты – один из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера.

В Конституции и законе о Президенте Республики Беларусь определяется, когда Глава государства вправе издавать декреты.

Согласно статье 101 Конституции Палата представителей и Совета Республики законом, принятым большинством голосов от полного с става палат, по предложению Президента могут делегировать ему закон дательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона, закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утвержде­ние республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных пол­номочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению правительства может издавать временные декреты, имею­щие силу закона.

Новая редакция Конституции 1994 г. предусматривает два вила указов: указы, издание которых основывается на конституционной норме; указы, полномочия на издание которых предусмотрены законом.

Указы Президента обычно не подлежат утверждению парламентом. Исключением является решение о введении чрезвычайного положения, об объявлении полной или частичной мобилизации.

Распоряжения Президента – это акты, которые издаются в связи с решением организационных и некоторых кадровых вопросов.

Согласно Закону «О Президенте Республики Беларусь», декреты, ука­зы и распоряжения Президента публикуются или доводятся до всеобще­го сведения иным предусмотренным законом способом.

Декреты независимо от вида подлежат немедленному официальному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в самом декрете не уста­новлен иной срок. В таком же порядке вступают в силу временные де­креты Президента и действуют в зависимости от принятия Националь­ным собранием решения, предусмотренного частью третьей статьи 101 Конституции. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в по­рядке, установленном самим Президентом.

Согласно статье 86 Конституции Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознагражде­ния, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства. Президент приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объеАИнениях3 преследующих политические це­ли, на весь срок полномочий.

В соответствии со статьей 87 Конституции Президент может в лю­бое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей.

Порядок принятия отставки Президента регулируется Регламентом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осу­ществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобожде­нии Президента принимается большинством (не менее двух третей) го­лосов от полного состава Палаты представителей и большинством (не менее двух третей) голосов от полного состава Совета Республики на основа­нии заключения специально создаваемой палатами комиссии. Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обви­нения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представи­телей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследо­вание обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о смещении Президента с долж­ности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий пар­ламента.

Согласно статье 89 Конституции в случае вакансии должности Пре­зидента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до при­несения присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

Читайте нас в