ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Ускорение процесса обеспечения жильем семей.
Несмотря на достаточно большие объемы ввода жилья, численность нуждающихся в нем семей снижается медленно. К примеру, если на 1 января 2000 г., когда начали действовать новые условия постановки на учет, численность таких семей составляла 568,8 тыс., то на 1 января 2005 г. – 525,0 тыс. Из общего числа семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, 43,2% составляли молодые семьи и 2,9% семей имели право на получение жилых помещений социального пользования. Преобладающее число семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условии, проживает в городской местности, и такая тенденция не меняется. В 2005 г. число семей, состоящих на жилищном учете в городах и поселках городского типа, составило 494,1 тыс. человек, или 94,1% их общего количества.
Индикатором остроты жилищной проблемы в обществе является продолжительность пребывания на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Количество семей, состоящих на учете 10 лет и более, на начало 2005 г. составило 26% общего количества нуждающихся.
Количество семей из числа очередников, улучшивших жилищные условия, составило: в 2000 г. – 24,2 тыс., в 2003 г. – 19,3 тыс., в 2004 г. – 25,6 тыс.
Важнейшая социальная задача, реализация которой намечается в предстоящем периоде, — ускорение процесса обеспечения жильем семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это выдвигает необходимость увеличения объемов ввода жилья, строящегося для нуждающихся в жилье граждан, в среднем в 2 раза. В соответствии с Программой социально-экономического развития на 2006-2010 гг. объемы ввода жилья намечаются в пределах от 4,2 млн. м до 5,7-6,2 млн. м общей площади в год, средняя обеспеченность жильем к концу 2010 г. достигнет 25,5-26 м на человека. Предпринимаются меры по увеличению объемов ввода жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и доведению его до 80% общего объема ввода.
Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Реализация функций жилья напрямую зависит от состояния и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), относящегося к системе жизнеобеспечения населения и развития производств. Назначение и цель функционирования ЖКХ состоит в создании комфортных условий проживания населения, бесперебойном обеспечении потребителей комплексом жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в требуемом объеме и ассортименте при соблюдении государственных социальных стандартов качества предоставляемых услуг. Стратегия развития ЖКХ предусматривает создание эффективной модели обеспечения населения качественными и доступными услугами.
Основные задачи, которые решаются в процессе реформирования ЖКХ:
постепенное повышение уровня возмещения населением затрат на оказание ЖКУ с учетом роста реальных доходов населения;
повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства за счет снижения издержек на производство услуг, совершенствование тарифной политики;
развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов за счет строительства новых и модернизации действующих объектов, внедрения нового эффективного оборудования и технологий;
увеличение объемов работ по капитальному ремонту, реконструкции и тепловой модернизации жилищного фонда и обеспечение их своевременного и полного финансирования;
стимулирование энерго-, ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве как со стороны поставщиков услуг, так и со стороны потребителей для уменьшения общих затрат на услуги;
совершенствование систем управления, финансирования и контроля,
переход на формирование договорных отношений и развитие конкурентной среды в области жилищно-коммунального обслуживания;
совершенствование системы социальной защиты населения путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
В настоящее время развитие ЖКХ Беларуси в значительной мере зависит от государственного финансирования. Оплата жилья и коммунальных услуг осуществляется по социальным регулируемым тарифам. Довольно высокий уровень благоустройства жилищного фонда и гарантированные стандарты качества предоставляемых услуг требуют значительных затрат на содержание и модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, что отражается на себестоимости услуг.
На протяжении длительного периода времени тарифы на услуга ЖКХ были фиксированными. С началом реформирования жилищно-коммунального хозяйства и переходом на новую систему оплаты жилья появилась тенденция опережающего роста цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги относительно других видов платных услуг и индекса потребительских цен.
В 2000-2003 гг. опережающий рост тарифов на услуги ЖКХ в 4,4 раза по сравнению с ростом доходов населения привел к увеличению доли расходов семей на оплату ЖКУ в общей сумме их потребительских расходов в среднем по Беларуси с 3% в 2000 г. до 11,1% в 2003 г., т.е. в 3,7 раза После принятия обоснованного решения о привязке уровня повышения тарифов на услуги ЖКХ к динамике роста доходов населения, предусматривающего их рост в целом не более чем на 4-5 долларов в год в эквиваленте по курсу Национального банка, доля расходов семей на эти цели в 2004 г. снизилась до 10,1%.
С ростом тарифов уровень возмещения затрат на производство основных ЖКУ (техническое обслуживание, центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализация, электроснабжение, газоснабжение) платежами населения повысился в целом с 14% в 2000 г. до 45,7 /о в 2004 г. Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на ЖКХ в 2000-2003 гг. составляли 7,1-7,7% к общему объему расходов и 2,3-2,7% – к ВВП, в 2004 г. сократились до 5,3% и 2,4% соответственно.
В 2003 г. была принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства до 2015 г., в соответствии с которой предусматривается переход на полное возмещение затрат потребителями услуг. Учитывая высокую себестоимостью услуг и низкую платежеспособность основной массы населения, в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг была принята стратегия на постепенное повышение тарифов на услуги ЖКХ по мере роста доходов населения.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. намечается планомерное повышение уровня восполнения населением затрат на производство услуг ЖКХ за счет внедрения новых высокоэффективных технологий и модернизации действующих производств. К концу 2010 г. предусматривается поэтапно, с учетом роста доходов населения, довести уровень возмещения затрат на производство жилищно-коммунальных услуг до 75-80%.