ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Конституционный суд.
Правовой статус Конституционного Суда определяется Конституцией (статьи 40, 59, 60, 112,116,122 и др.), а также Кодексом о судоустройстве и статусе судей и Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь, принятым решением Конституционного Суда от 18 сентября 1997 г. с дополнениями от 11 июня 2000 г. (в настоящее время готовится законопроект о конституционном судопроизводстве).
Конституционный Суд формируется на паритетной основе: 6 судей Конституционного суда назначаются Президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Советом Республики (верхняя палата парламента). Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий судей – 11 лет.
Допускается повторное занятие должности судьи.
Согласно Конституции страны на Конституционный Суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.
Конституционный Суд по предложению Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Совета Министров, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассматривает дела и дает заключения о:
соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республик Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь; соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Pеспублики Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.
Заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.
Признание нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению
к ним юридической силой, является основанием для отмены этого акта, а также отмены положений иных нормативных правовых актов, основанных на таком нормативном правовом акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также должностными лицами.
Дела рассматриваются судом на пленарных заседаниях всем составом суда по правилам конституционного производства. Заседание суда является правомочным при наличии не менее восьми судей.
Итоговое решение должно быть оглашено не позднее пятнадцати дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.
В соответствии с Конституцией и законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции Республики Беларусь, что может явиться основанием для их роспуска.
Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатам парламента о состоянии конституционной законности в стране.
В соответствии с законом Конституционный Суд вправе вносить палатам парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского бюджета.
Согласно статье 117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.