ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Концепция развития здравоохранения.

Энциклопедия  •  26-04-2013, 00:05
Jenny
журналист Pogovorim.by

 

Концепция развития здравоохранения.

Медико-экономическая модель здравоохранения впервые отражена в Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007 гг., одобренной постановлением Совета Министров от 8 октября 2003 г. № 127. В соответствии с ней основными направлениями совершенствования управления отраслью и повышения эффективности ее деятельности на период до 2007 г. являются:

планирование финансовых ресурсов расходов на здравоохранение на одного жителя по нормативам бюджетной обеспеченности и себесто­имости медицинских услуг;

комплексная реструктуризация медицинской помощи и концентра­ция материально-финансовых средств на наиболее эффективных направ­лениях деятельности;

разработка и реализация территориальных программ государствен­ных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

совершенствование методов экономического управления, анализа, стимулирования результатов труда по конечному результату и другие эко­номические механизмы;

развитие профилактических и информационных технологий;

снижение заболеваемости социально значимых патологий.

В процессе внедрения нового экономического механизма в практи­ческое здравоохранение в республике впервые задействованы такие эко­номические понятия, как медицина доказательств и фармоэкономика. Их применение стимулировало разработку и внедрение стандартов медицин­ской деятельности, организацию многоуровневой медицинской помощи.

Формирование программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью привело к единому пони­манию планирования объемов медицинской помощи и финансированию расходов на нее, способствовало привлечению государственных, испол­нительных, законодательных и правоохранительных органов к реализа­ции данной программы в стране. Результатом реализации программы стало внедрение в республике системы социальных гарантий оказания гражданам медицинской помощи за счет средств бюджета. Следует отме­тить, что эта новая идея нигде в мире не реализована в полной мере.

С 2003 г. планирование финансовых средств осуществляется по нор­мативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в год, включенных в Закон Республики Бела­русь «О бюджете» в 2002 г. – 112,9 тыс. руб., в 2003 г. – 179,2 тыс. руб., в 2004 г. – 213,6 тыс. руб., в 2005 г. – 285,0 тыс. руб. Введение норматива расходов финансовых средств обеспечивает необходимые условия для создания противозатратного механизма в системе здравоохранения; снижения и ликвидации структурных диспропорций в распределении основных ресурсов; внедрения принципов экономической самостоятель­ности организаций здравоохранения и комплексной реструктуризации медицинской помощи; повышения уровня управления отраслью.

В 2004 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 2004 г. № 235 государственные социальные стандарты по медицинскому обслуживанию населения были пересмотрены в связи с необ­ходимостью реструктуризации всех видов медицинской помощи и соот­ветственно составили:

норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохране­ние на одного жителя — 213589 руб. (2004 г.);

норматив обеспеченности врачами первичного звена (врачами об­щей практики, участковыми врачами, терапевтами и педиатрами) – 1 врач на 1,3 тыс. жителей;

норматив обеспеченности койками – 9 коек на 1 тыс. жителей;

норматив обеспеченности аптеками – 1 аптека на 8000 жителей;

норматив обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи (фельдшерскими, врачебными и специализированными суммарно – 1 бригада на 12,5 тыс. жителей).

Для юридического обоснования реформ в области здравоохранения в Беларуси была подготовлена и переработана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность системы здравоохранения.

Реализуются государственные программы:

Президентская программа «Дети Беларуси» на 2001-2005 гг.;

Государственная программа развития специализирован­ной медицинской помощи на 2004-2007 гг.;

Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чер­нобыльской АЭС на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г.; Государствен­ная программа «Сахарный диабет» на 2004-2008 гг.;

«О внесении измене­ний и дополнений в Государственную программу укрепления мате­риально-технической базы организаций здравоохранения республики на 2000-2002 гг. и на период до 2005 г.»;

Программа развития первичной медико-санитарной помощи Республики Беларусь на 2003-2007 гг. и др.

В целевых программах указывается конечный результат, который направлен на стабилизацию ситуации со здоровьем населения, предусматриваются направления деятельности органов государственного управления и использования финансовых ресурсов по улучшению демографической ситуации, охране материнства и детства, оздоровлению детей, осуществлению мониторинга и борьбы с социально значимыми заболеваниями, повышению эффективности и качества лечения, разработке и внедрению в практику новых методов диагностики, лечения и профилактики болезней, распространение которых несет особую угрозу здоровью граждан и ведет к снижению продолжительности жизни.

Правительство республики, выполняя поручение главы государства, постоянно работает над комплексной проблемой охраны здоровья населения на межведомственном уровне, над разработкой и реализацией программных документов, законодательных и нормативных актов, регламентирующих различные направления деятельности по укреплению здоровья населения. Принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь» от 4 января 2002 г.

Учитывая, что здоровье человека наполовину обусловлено образом жизни, в целях координации и регламентации деятельности в данной области органов управления всех уровней и определения ответственно­сти граждан за свое здоровье были приняты Государственная программа «Здоровье народа» на 1999-2005 гг. (от 23 марта 1999 г. № 393); Государ­ственная программа по формированию здорового образа жизни населе­ния Республики Беларусь на 2002-2006 гг. (26 октября 2001 г. № 1553).

Читайте нас в