ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Охрана здоровья в республике.

Энциклопедия  •  25-04-2013, 23:57
Jenny
журналист Pogovorim.by

 

Охрана здоровья в республике.

Закон «О здравоохранении» определил государственную политику в области охраны здоровья граждан Республики Беларусь, правовые, соци­ально-экономические и организационные основы системы здравоохранения. Закон легитимизировал равенство возможности развития медицинских учреждений и организаций независимо от их принадлежности и форм собственности при подконтрольности профессиональной деятельности органов здравоохранения. Но некоторые положения закона в условиях ограниченных в то время экономических ресурсов не были выполнены, и совершенствование отрасли шло замедленными темпами.

Результатом начального этапа переходного периода (1991-1995 гг.) стал спад инвестиций в здравоохранение. Оказавшись в начале 1990-х годов без достаточных финансовых средств, здравоохранение республики вы­нуждено было ежегодно уменьшать объемы создания новых и рекон­струкции действующих фондов. Отрасль не могла поддерживать на должном уровне материально-техническую базу. Коэффициент износа основных фондов в здравоохранении составлял 50-60%. Многие лечеб­но-профилактические организации не соответствовали элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Из-за недостатка финансовых средств потребность отрасли удовлетворялась на 60-70%, уменьшались объемы выделяемых средств на капитальное строительство, сокращалось число больничных учреждений и коечного фонда в них.

Социально-экономические преобразования, осуществляемые в рес­публике в связи с провозглашением суверенитета, курсом на переход к рыночной экономике, легитимизацией многообразия форм собственно­сти, предпринимательской деятельности и т.д., стали основой и стиму­лом для отказа от экстенсивного пути развития и начала реформиро­вания здравоохранения как одной из важнейших сфер человеческих интересов и деятельности государства.

Провозглашение Республики Беларусь суверенным государством потребовало перестройки системы здравоохранения, создания новых структур в системе медицинского обслуживания, положив в основу социаль­ную направленность отрасли. Правительство отказалось от поспешного разрушения советской системы здравоохранения, сохранило все лучшее этой системы – государственность, профилактическую направленность, доступность, качество медицинской помощи. Перед органами управле­ния, учеными и медицинской общественностью республики встала не­обходимость неотложного переосмысления путей дальнейшего развития, разработки политики и стратегии системы охраны здоровья нации.

С приобретением суверенитета Беларусь оказалась практически един­ственной из стран СНГ, не допустившей снижения управляемости отраслью. Правительством были приняты значимые меры по совершенствованию системы финансирования, обеспечению рационального использования бюджетных средств и развитию внебюджетной деятельности, по внед­рению комплексной реструктуризации медицинской помощи, а глав­ное – в республике была сохранена бюджетная система финансирова­ния здравоохранения.

В результате, несмотря на пережитый в начале 1990-х годов кризис, объем услуг, оказываемых населению в государственных организациях здравоохранения, не только не снизился, но даже увеличился.

Объем предоставляемых услуг в расчете на 1000 жителей (уровень госпитализации населения, количество обслуженных вызовов скорой меди­цинской помощи, количество посещений врачей в год на одного жителя) оказался выше примерно на 30%, чем в Украине, и на 20%, чем в России. Показатели, регулируемые непосредственно здравоохранением, – луч­шие среди стран СНГ (младенческая и материнская смертность, после­операционная летальность при заболеваниях, требующих экстренной ме­дицинской помощи, охват населения прививками).

В ходе реформ, осуществляемых в отечественном здравоохранении, к 2000 г. наметились позитивные перемены, в 2001-2005 гг. после большо­го перерыва произошла не только стабилизация, но и улучшение конеч­ных результатов деятельности отрасли и показателей здоровья населения.

В настоящее время деятельность в сфере здравоохранения направ­лена на решение важнейших проблем и выполнение задач, поставленных перед отраслью Президентом Республики Беларусь по обеспечению де­мографической безопасности государства. Осуществлен переход от проб­лем выживания к вопросам стратегического планирования, комплексного развития и системной координации работы отрасли, приняты меры по со­вершенствованию структуры управления здравоохранением на всех уровнях.

За этот период значительно повысился уровень управляемости отраслью. Приняты наиболее значительные за все годы развития белорусского здра­воохранения меры по совершенствованию системы финансирования, инвестиционной политики, обеспечению рационального использования бюджетных средств и развитию внебюджетной деятельности.

Существенным позитивным сдвигом в развитии здравоохранения стали совершенствование его структуры и изменение порядка использо­вания выделяемых отрасли средств. Этому способствовало принятое Сове­том Министров 10 августа 2000 г. постановление № 1225 «О совершен­ствовании механизма финансирования здравоохранения».

Важное значение имела также утвержденная Указом Президента Рес­публики Беларусь от 8 августа 2001 г. Программа социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., где предусмат­ривалось: проведение структурной перестройки здравоохранения; усовер­шенствование порядка финансирования здравоохранения, на республи­канском и территориальном уровнях за основу были приняты нормативы бюджетной обеспеченности на одного жителя; формирование медицин­ской системы, оптимально сочетающей бесплатную медицинскую по­мощь и платные медицинские услуги.

Началом этого процесса стало проведение эксперимента по совершен­ствованию механизма хозяйствования в организациях здравоохранения Витебской области в 2000-2002 гг. Особо важное значение имеет рас­пространение разработанного в ходе эксперимента механизма хозяйство­вания на все регионы республики, внедрение методики планирования финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расхо­дов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также методики формирования и экономического обоснования территориальных про­грамм государственных гарантий по обеспечению медицинского обслу­живания граждан в объеме установленных социальных стандартов на бесплатной основе.

Читайте нас в