ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Подписание законов Президентом

Энциклопедия  •  22-11-2012, 16:18
Jenny
журналист Pogovorim.by

 

Подписание законов Президентом.

Одним из важных аспектов взаимодействия властей является принятие законов и их подписание. Подписание зако­нов, как и право законодательной инициативы, представляет собой мощ­ное средство воздействия одной ветви власти на другую. За этим кроются не только чисто формальные аспекты взаимоотношения властей, но и по­тенциальные возможности для усиления своего положения.


Стремясь обеспечить реальное действие принципа разделения властей, который во многом сводится не только к разграничению компетенции, но и проблеме взаимного сдерживания, взаимовлияния законодательной и исполнительной власти, в Конституции закреплено правило о том, что все законы подписываются Президентом. При этом он имеет право возвра­щать закон или отдельные его положения со своими возражениями в Пала­ту представителей, т.е. Президент обладает правом вето на принятый закон.


Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, преду­смотренном статьей 100 Конституции, представляется в 10-дневный срок Президенту на подпись. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того как он ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в парламент в связи с окончанием сессии. Таким образом, в новой редакции Конституции предусмотрены последствия, когда Президенту представляется на подпись закон в по­следние дни сессии и по окончании предусмотренного срока для ре­шения вопроса о подписании закона Президент не может вернуть его в парламент, так как наступил перерыв между сессиями.


При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее 30 дней. Совет Палаты представителей направляет текст закона, возвращенного Президентом с возражениями, в головную комиссию для заключения по нему и устанавливает срок для внесения законопроекта для рассмотрения Палатой представителей. Головная комиссия организует работу по законо­проекту в порядке, предусмотренном Регламентом для всех законопроектов.


Возражения Президента Республики Беларусь рассматриваются в ко­миссии, являющейся головной по законопроекту, которая готовит заклю­чение по возражениям и вносит его в Совет Палаты представителей.

Совет Палаты представителей рассматривает заключение комиссии и принимает решение о доработке закона и определяет головную комис­сию или принимает решение о включении в повестку дня сессии Палаты представителей вопроса о повторном рассмотрении закона Палатой представителей.


После доработки возвращенного Президентом Республики Беларусь закона комиссия вносит в Совет Палаты представителей предложение о включении в повестку дня сессии Палаты представителей вопроса о рас­смотрении законопроекта во втором чтении.


Если закон рассматривается Палатой представителей для преодоле­ния возражений Президента, голосование проводится по закону в целом. В этом случае изменение и дополнение закона не допускается. Если закон будет принят Палатой представителей большинством (не менее 2/3) голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее 20 дней. Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен в первоочередном порядке.


Вместе с текстом закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь с его возражениями и повторно рассмотренного Палатой пред­ставителей, на имя председателя Совета Республики направляются также постановление Палаты представителей о повторном рассмотрении закона, возражения Президента Республики Беларусь, стенографический отчет (сте­нограмма) заседания Палаты представителей на возражения Президента Республики Беларусь.


Постоянная комиссия Совета Республики, которая ранее давала заклю­чение по закону, возвращенному Президентом Республики Беларусь, рассматривает замечания Президента и текст закона, принятого Палатой представителей при повторном рассмотрении в ранее принятой редак­ции и дает по нему заключение.

При получении заключения постоянной комиссии председатель Сове­та Республики вносит предложение о включении в повестку дня заседа­ния Совета Республики вопроса о повторном рассмотрении закона.


При повторном рассмотрении закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь и принятого Палатой представителей в ранее при­нятой редакции, Совет Республики вправе: не открывая обсуждения, по­ставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции; открыть обсуждение по закону.


По окончании обсуждения председательствующий на заседании Со­вета Республики обязан поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой Палатой представителей редакции.


Закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее 2/3) голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодо­ления Палатой представителей и Советом Республики возражений Пре­зидента подписывается Президентом в 5-дневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.


В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президен­та на отдельные положения закона, которые возвращаются для повтор­ного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, отно­сительно которых имеются возражения Президента.


Право отмены актов правительства. Закрепленное в пункте 25 статьи 84 Конституции правомочие означает право Президента отменить любой акт подотчетного ему центрального органа государственного управ – правительства. При этом Президент может руководствоваться не только тем, что соответствующий акт противоречит законодательству.


Президент может отменить акт правительства и по мотивам нецелесо­образности его принятия или действия.

Контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления. В соответствии с пунктом 26 статьи 84 Конституции Президент непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органа ми управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительны и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательств.


Из Конституции следует, что контроль за деятельностью местных органов управления и самоуправления призваны осуществлять в первую очередь такие контрольно-надзорные органы, как Комитет государственного контроля, Прокуратура Республики Беларусь и их органы на местах. Президент не обладает правом отмены решений местных Советов, однако в случае несоответствия этих решений законодательству он может приостановить их действие.

Читайте нас в