ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Защита сбережений населения.
Сбережения населения – важнейший фактор обеспечения достойного уровня жизни населения и существенный внутренний инвестиционный ресурс в экономику страны.
В условиях экономических преобразований в нашей стране, связанных с институциональными изменениями отношений собственности, новым характером распределительных отношений, децентрализацией размещения денежных средств граждан, роль сбережений населения в обеспечении достойного уровня жизни существенно возросла. Наряду с традиционными мотивами образования объективно необходимых сбережений (приобретение дорогостоящих предметов потребления, организация отдыха, оказание помощи детям в будущем, сохранение сложившегося уровня жизни после выхода на пенсию) особенности современного общественного развития вынуждают сегодня часть населения сберегать средства на случай временной нетрудоспособности, необходимости изменения места жительства, получения платных услуг в области образования, здравоохранения, жилищного строительства. В то же время в экономике переходного периода новой, важной мотивацией в решениях, принимаемых экономическими субъектами, мотивацией, которая объективно не могла существовать в дореформенной экономике из-за отсутствия развитого финансового рынка, стало получение дополнительного дохода на сбережения.
Другими словами, современное развитие страны тесно связано как с привлечением средств граждан в качестве важнейшего внутреннего инвестиционного ресурса в экономику, так и с решением другой важнейшей социальной задачи – обеспечением достойного уровня жизни, в том числе за счет формирования частных сбережений, направляемых для оплаты более качественных медицинских услуг, прибавки к пенсиям, покрытия затрат на образование детей и улучшение жилищных условий.
Решение этих задач требует выработки четкой государственной политики по созданию условий для эффективного использования сбережений населения на взаимовыгодной основе, отдавая приоритет интересам населения. Государство должно являться гарантом прав и интересов собственников временно свободных денежных средств, осуществлять надзор за деятельностью структур, работающих со средствами населения. В то же время государство призвано создать правовые и организационные основы для реализации механизма вовлечения финансовых средств населения в экономический оборот. Основной целью использования сбережений населения должно быть инвестирование реального сектора и социальной инфраструктуры экономики, развитие которых будет способствовать повышению реальных доходов и эффективной занятости, улучшению условий жизнедеятельности людей.
С 1991 по 2005 г. можно выделить 3 периода, когда государством предпринимались активные попытки по формированию и защите сбережений населения на основе принятия соответствующих законодательных документов.
Первый период – 1991-1995 гг. – характеризуется резким снижением реальных сбережений населения, связанным с гиперинфляцией в стране. С целью частичного возмещения потерь, вызванных ростом цен, вклады граждан, находящиеся в учреждениях Сберегательного банка Республики Беларусь, неоднократно индексировались. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. «Об индексации доходов
населения с учетом инфляции» были осуществлены: 40-процентная компенсация вкладов, сертификатов и государственных ценных бумаг населения – 1991 г.; индексация вкладов населения по состоянию на 1 января 1992 г. путем корректировки сумм до 1 тыс. руб. включительно по каждому вкладу на индекс потребительских цен (19,3%) – в 1992 г.; индексация вкладов путем увеличения остатков вкладов до 1 тыс. руб. в 5 раз и всех прочих на 400 руб. каждый – в 1993 г. В настоящее время индексация вкладов населения осуществляется один раз в год при начислении процентов по вкладам в случае, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 5-процентный порог.
Защита сбережений населения от инфляции в рассматриваемый период осуществлялась также за счет изменения процентных ставок по вкладам, что нашло отражение в Постановлении Верховного Совета Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2183-ХП «Об индексации вкладов населения в учреждениях Сберегательного банка Республики Беларусь и компенсации сбережений граждан по долгосрочным договорам страхования» и в ряде других нормативных актов.
Для предотвращения обесценения организованных сбережений населения в связи с проводимой в 1994 г. деноминацией цен правительством в 1994-995 гг. были приняты нормативные акты, предусматривающие: разовую компенсацию вкладов в Сберегательном банке путем увеличения в 10 раз их остатков по состоянию на 1 января 1992 г. с учетом деноминации, за исключением компенсационных вкладов и вкладов, хранящихся на объединенных счетах; десятикратную компенсацию накоплений граждан по долгосрочным договорам страхования; долгосрочный выкуп облигаций Белорусского республиканского внутреннего 5-процентного займа 1990 г. по их номинальной стоимости с учетом деноминации. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 1993 г. «О начислении дополнительного количества именных приватизационных чеков «Имущество» гражданам Республики Беларусь – владельцам вкладов, находившихся в Сбербанке на 1 января 1991 г.» вкладчики получили право на дополнительные приватизационные чеки. В настоящее время согласно законодательству срок действия именных приватизационных чеков «Имущество» продлен до 30 июня 2007 г. с предоставлением права их вложения в акции белорусских предприятий.
Перечисленные нормативно-правовые правительственные акты позволили в некоторой мере снизить масштабы обесценения вкладов. Однако уровень инфляции в рассматриваемый период многократно превысил уровень проведенных компенсаций. В то же время коммерческими банками в силу ряда объективных и субъективных причин не проводилась достаточно эффективная политика, обеспечивающая реальный процент по депозитам населения, – на уровне и выше инфляции. В результате вклады физических лиц в банках страны за период 1991-1995 гг. выросли только в 2,2 раза и на конец 1995 г. составили 5087 млн. руб. Население по-прежнему предпочитало неорганизованные формы хранения временно свободных средств в основном в иностранной валюте, а норма накопления сбережений во вкладах составляла в рассматриваемый период всего около 2-6%.