ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Общее среднее образование в Республике Беларусь.

Энциклопедия  •  19-04-2013, 15:45
Jenny
журналист Pogovorim.by

 

Общее среднее образование в Республике Беларусь.

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное я физи­ческое становление личности, подготовку молодого поколения к полно­ценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Бе­ларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

В Республике Беларусь функционирует развитая система общего сред­него образования, основы которой были заложены в советский период. Такие достижения советской школы как доступность и бесплатность на­чального, базового и среднего образования, высокие требования к содер­жанию образования и квалификации педагогических работников стали базовыми принципами развития национальной системы общего сред­него образования.

В первые годы после обретения Республикой Беларусь независимости система общего среднего образования оказалась в трудном положении. Школа остро нуждалась в отечественной учебной и методической лите­ратуре. До 1992 г. практически вся учебная литература поставлялась из России, своими были только учебники по белорусскому языку и литера­туре, истории и географии Беларуси. В связи с этим правительством страны было принято решение о создании системы национального учеб­ного книгоиздания для общеобразовательной школы. Начался поэтапный переход школы на отечественные программы, учебники и учебные пособия.

За эти годы общеобразовательные учреждения страны полностью обеспечены учебными программами нового поколения, отечественной учебной литературой, действуют системы стандартизации, экспертизы и подготовки к изданию учебников и учебных пособий. Всего с 1993 г. выпу­щено более 3,5 тыс. учебных изданий, в том числе более 1,5 тыс. наиме­нований отечественных школьных учебников, свыше 400 учебно-методи­ческих пособий для учителей, более 80 наименований отечественных контурных (настенных) карт по истории и географии, свыше 350 наиме­нований программных художественных произведений из серии «Школь­ная библиотека». Новые учебники и учебные пособия стали более до­ступными по содержанию, практико-ориентированными (при сохране­нии фундаментальности и системности построения учебного материала), значительно улучшилось их полиграфическое исполнение.

Со 2-й половины 1990-х годов в стране началась реформа общеоб­разовательной школы. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 554 утверждена Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь, а также принята Программа реализации реформы общеобразовательной школы в Рес­публике Беларусь. В дополнение к указанным документам по решению Первого съезда учителей Республики Беларусь, прошедшего в Минске в октябре 1997 г., и указаниям Президента Республики Беларусь в 1998 г. были разработаны и одобрены постановлениями Совета Министров го­сударственные республиканские программы: «Учитель», «Сельская школа», «Иностранные языки», «Информатизация системы образования», «Комп­лексный капитальный ремонт зданий школ и других учреждений образо­вания на 1998-2005 гг.» и др.

В результате проводимых преобразований будут обеспечены выход государственной системы общего среднего образования на уровень, отве­чающий передовым мировым образцам, соответствующим запросам лич­ности, общества и государства, повышение престижа образования, создание эффективной системы патриотического, гражданского и духовно-нравствен­ного воспитания. Одновременно происходит переход на 10-летнее обя­зательное общее базовое образование при начале обучения детей с шести­летнего возраста, увеличение до 12 лет срока получения общего среднего образования, осуществление профильной дифференциации на завер­шающем этапе общеобразовательной школы и др.

В период с 1998 по 2002 г. был осуществлен переход начальной шко­лы на обучение с шести лет. За 1998-2004 гг. прошли апробирование новые учебные программы для базовой школы, определен порядок и условия перехода старшей ступени общеобразовательной школы с 12-лет­ним сроком обучения на новую структуру и содержание образования. С 2002 г. начался переход базовой школы на 10-летний срок обучения, который будет завершен к 2008 г. С 2004 г. ведется апробация новых учебных программ 11-12 классов 12-летней школы. Первый выпуск 12-лет­ней школы состоится в 2010 г.

С 2002 г. в школах введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся, позволяющая объективно оценить знания и способности учеников. В учебные планы внесены принципиальные из­менения, направленные на расширение свободы выбора содержания обра­зования и обеспечение разноуровневого обучения с учетом индивидуаль­ных особенностей и возможностей учащихся. В общеобразовательных школах проводится активное внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих создание оптимальных условий для физического раз­вития и охраны здоровья учащихся.

Одним из направлений повышения качества образования является создание дифференцированной образовательной среды. В 2004 г. утверж­дена Концепция профильного обучения, на которое перейдет старшая ступень 12-летней школы, и на базе 18 экспериментальных школ рес­публики уже началась ее апробация.

В последние годы сделаны значительные шаги в нормативном обес­печении общеобразовательной школы. Наиболее важными документами являются Положение об учреждении, обеспечивающем получение обще­го среднего образования, утвержденное Министерством образования Рес­публики Беларусь 7 июля 2004 г., № 44 и Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», принятый Палатой представителей На­ционального собрания Современная модель общеобразовательной школы включает:

общее начальное образование (период обучения – 4 года, I-IV классы);

общее базовое образование (период обучения с учетом начального образования – 10 лет, I-IV, V-X классы);

общее среднее образование (срок обучения с учетом базового обра­зования – 12 и более лет, I-IV, V-X, XI—XII (ХШ) классы).

Начальная школа призвана развивать у ребенка устойчивый интерес к обучению, знанию, освоению базовых навыков учебной деятельности; формировать основы первоначальной грамотности, позволяющей продолжать даль­нейшее обучение. Обучение детей по программе первого класса может проводить как в учреждении, обеспечивающем получение общего сред­него образования, так и в дошкольном учреждении.

Базовая школа несет основную нагрузку по реализации задач обще­образовательной школы, подготовке детей к жизни и труду в обществе. Программа базовой школы характеризуется логичной завершенностью и полнотой знаний, которые предоставляются в рамках государственного учреждения.

Успешное завершение базовой школы предоставляет возможность продолжить образование в лицейских или гимназических классах обще­образовательной школы с целью получения общего среднего образования либо получения общеобразовательного и профессионального образова­ния в профессионально-технических учреждениях и средних специальных учебных заведениях.

В Беларуси создана широкая сеть общеобразовательных учреждений. К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образова­ния, относятся начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа (общеобразовательная), гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат (общеобразовательные учебные заведения), а также учебно-педагогический комплекс, в том числе детский сад-школа, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств, лингвисти­ческая гимназия-колледж и др. В общеобразовательных школах могут создаваться гимназические и лицейские классы, классы с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов.

В системе общего среднего образования на начало 2005/2006 учеб­ного года функционировало 4,2 тыс. учебных заведений различного типа, в которых обучалось 1,2 млн. учащихся. Отмечается постоянное сокраще­ние школ традиционного типа, особенно это касается начальных и базо­вых школ, количество которых к началу 2005/2006 учебного года соста­вило 348 и 841 соответственно. Это связано с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, особенно на селе, где вследствие сниже­ния рождаемости сокращается численность детей школьного возраста. В результате активно идет процесс реорганизации начальных и базовых школ в более крупные школы, включающие все ступени среднего образо­вания. Одновременно значительно выросла сеть учреждений нового типа. В 2005/2006 учебном году в республике функционировало 160 гимназий (12 гимназий в 1990/1991 учебном году), 35 лицеев (5 в 1990/1991 учебном году), 7 учебно-педагогических комплексов. На начало 2005/2006 учебно­го года в Беларуси было 12 частых общеобразовательных учреждений (650 учащихся).

За последние годы заметно вырос образовательный уровень учитель­ского персонала государственных дневных общеобразовательных школ. В 2000 г. численность учителей системы Министерства образования с высшим образованием составляла 82,9%, на начало 2005/2006 учебного года – 88,1%. За 1990-2005 гг. улучшилось соотношение между числен­ностью учителей и учащихся (в начале 1990-х годов на одного учителя приходилось 12 учащихся, а в 2005/2006 учебном году – 8,5). Такая си­туация в системе общеобразовательной школы позволяет индивидуали­зировать образовательный процесс и улучшить качество образования.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является повышение качества и доступности обра­зования в сельской местности. Для сельской молодежи к началу 2005/2006 учебного года создано 4 гимназии, 3 лицея, более 1000 школ с классами углубленного изучения предметов. При активной поддержке государства продолжается разработка и внедрение различных моделей организации

учебно-воспитательного процесса в сельской школе, расширяется сеть гимназических, лицейских классов, совершенствуется материально-тех­ническая база общеобразовательных учреждений, внедряются современные технологии обучения и воспитания. Реализуются меры, направленные на закрепление педагогических кадров на селе, повышение уровня квалифи­кации учителей сельских школ. Совершенствование учебно-воспитатель­ного процесса в сельских школах происходит и за счет развития про­фильного обучения, которым уже охвачена четверть всех учеников. В со­ответствии с утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 Государственной программой возрождения и раз­вития села на 2005-2010 гг. к 2010 году планируется увеличить охват уча­щихся сельских школ профильным обучением до 80%.

Читайте нас в