ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Система социальных льгот в Республике Беларусь.

Энциклопедия  •  16-03-2013, 16:38
Jenny
журналист Pogovorim.by

Можно выделить следующие основные области применения совре­менной белорусской системы социальных льгот: транспорт (бесплатный или со скидкой проезд), медицина (бесплатное или со скидкой предоставление санаторно-курортного, амбулаторного и стационарного обслуживания, бесплатное зубное и ортопедическое протезирование и др.), ком­мунальные услуги (освобождение или предоставление скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатная установка телефона и др.), обеспечение собственностью (предоставление в личное пользование транс­портных средств, квартир, земельных участков), трудовые отношения (сни­жение продолжительности рабочего времени, возраста выхода на пенсию, дополнительные отпуска, льготный зачет рабочего стажа и др.), образо­вание и профессиональное обучение (бесплатная переквалификация, вне­конкурсный прием в учебные заведения), налогообложение и кредито­вание (льготные кредиты на строительство жилья, обучение и др.).

Действуют свыше 1100 нормативно-правовых актов по регулированию оказания льгот (более 50 законов, около 70 указов и декретов президента, свыше 900 постановлений правительства СССР, БССР, Республики Бела­русь и т.д.). Анализ динамики принятия данной нормативно-правовой документации показал, что наибольшее количество законов и постанов­лений было принято в 1991-1999 гг., в 1995-2001 гг. издано наибольшее количество соответствующих указов и декретов президента. Такая ситуация вполне объяснима «социализацией» законодательства в период карди­нальных экономических преобразований. Государство, оказавшееся не в состоянии поддержать население экономически напрямую, пошло на пре­доставление дополнительных социальных льгот. По мере улучшения эко­номической ситуации стало все меньше приниматься «социальных» зако­нов и все больше вноситься изменений и дополнений в ранее принятые.

Организационная структура управления по предоставлению льгот на­селению Беларуси включает: парламент – Национальное собрание, пре­зидент, Совет Министров, местные органы власти, предприятия. Среди ведомств определяющую роль по предоставлению льгот населению вы­полняют министерства труда и социальной защиты, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, экономики и др. Кроме того, реализация политики в области предоставления льгот населению осуществляется через областные, городские, районные управления и отде­лы социальной защиты, Фонд социальной защиты населения и его област­ные и Минское городское управления, центры по начислению и выплате пенсий, территориальные центры социального обслуживания и др.

Источниками финансирования социальных льгот в Республике Бе­ларусь являются средства республиканского и местных бюджетов, пред­приятий, организаций и др. Льготы населению предоставляются в основ­ном на уровне государства, и незначительная их часть – дополнительно местными органами власти, предприятиями. Региональные органы власти имеют право принимать собственные нормативные документы о предо­ставлении отдельных видов льгот и порядке их компенсации предприя­тиям, предоставляющим льготные услуги, с учетом собственных финан­совых возможностей. Законодательство предусматривает компенсацию расходов предприятиям, предоставляющим льготные услуга, за счет средств республиканского и местных бюджетов. Если муниципальное образование вводит на своей территории дополнительные льготы, их финансирова­ние осуществляется из местного бюджета.

Несмотря на значительное расходование средств на предоставление льгот населению (в 2001 г. – 9,6%, 2002 г. – 11,1%, 2003 г. – 4,5% от общего объема расходов республиканского бюджета), они используются недостаточно оптимально, что не позволяет полностью решить пробле­му социальной защиты граждан. С 2003 г. правительством начала проводиться работа по упорядочению льгот и сокращению расходов на их предоставление: согласно закону «О бюджете республики Беларусь на 2003 г.» за счет сокращения средств при упорядочении льгот были про­изведены расходы государственного бюджета на иные цели на сумму 146,2 млн. руб.

По данным Министерства статистики и анализа, в составе доходов семей в целом по стране социальные льгота составляют 2,2% от общего дохода. (В статистических отчетах социальные льготы понимаются как дотации и льготы в натуральном выражении, предоставленные домаш­нему хозяйству на покупку товаров и оплату услуг в виде полного или частичного погашения их фактической стоимости.) Анализ распределе­ния размеров полученных семьями льгот в 2005 г. в зависимости от типа населенного пункта показал, что удельный вес домашних хозяйств, полу­чавших социальные льготы и дотации в городах и поселках городского типа составил 67,1%, в сельских населенных пунктах – 60,5%, что свиде­тельствует о более высоком уровне обеспеченности льготами в городах по сравнению с сельской местностью. Такая ситуация характерна не только для Беларуси, но и для других стран.

Самыми многочисленными категориями получателей льгот в Респуб­лике Беларусь являются граждане, получающие льготы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, ветераны, инвалиды, пенсионеры, учащиеся. От­дельные льготы предоставляются за заслуга перед Отечеством. По расче­там, их получают около 15% от численности населения, пользующегося льготами.

Читайте нас в