ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Совершенствование механизма законодательного регулирования сбережений населения.

Энциклопедия  •  16-03-2013, 15:34
Jenny
журналист Pogovorim.by
Расскажите друзьям:Загрузка, подождите...

Второй период совершенствования механизма законодательного ре­гулирования сбережений населения – 1995-2001 гг. – характеризуется принятием новых нормативно-правовых актов, направленных на обеспе­чение гарантий возврата и сохранности организованных форм денежных сбережений населения. Прежде всего, утрата доверия граждан к государ­ству из-за обесценения их сбережений во вкладах, ухудшение общей со­циальной обстановки в стране потребовали со стороны государства и правительства разработки законодательной основы для решения вопро­сов компенсации обесцененных сбережений во вкладах и ценных бумагах сначала отдельным категориям, а затем и всему населению. Так, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 8 мая 1996 г. «О компенсации вкладов населения» начиная с января 1997 г. проводилась компенсация вкладов ветеранам Великой Отечественной войны, принимавшим учас­тие в боевых действиях, путем увеличения их средств на счетах в Сбере­гательном банке Республики Беларусь по состоянию на 1 января 1992 г. в 1000 раз. На эти цели Национальный банк Республики Беларусь предо­ставил АСБ «Беларусбанк» беспроцентный кредит сроком на 10 лет в раз­мере 1,1 трлн. руб. (в текущих ценах), погашение которого производи­лось за счет бюджетных средств.

В целях компенсации обесцененных вкладов всему населению был принят Указ Президента Республики Беларусь от 21 апреля 1998 г. № 229 «О компенсации обесцененных вкладов и облигаций целевого беспро­центного займа 1990 г. на приобретение товаров длительного пользования (ценных бумаг)». В соответствии с данным указом в качестве ключевых моментов компенсации были выбраны следующие: признание правитель­ством внутреннего государственного долга перед населением, определе­ние общего его объема, сроков и механизма погашения, категорий граж­дан, нуждающихся в первоочередной компенсации, источников необхо­димых для компенсации средств. Однако, как показал дальнейший анализ, восстановление реального уровня дореформенных вкладов и ценных бумаг граждан в соответствии с вышеназванным правовым актом не было обеспечено. Основные причины этого: несовершенный механизм индек­сации сбережений в связи с ростом инфляции; небольшой срок (3 года), в течение которого предусматривается индексация вкладов в соответствии с ростом индекса потребительских цен; крайне низкие темпы финанси­рования возмещения потерь вкладчиков; ограниченные объемы внебюд­жетных источников финансирования и др.

Вопрос обесценения дореформенных вкладов населения по-прежне­му остается острым и требует повторного его решения на законодатель­ном уровне. Прежде всего это должно касаться разработки нового меха­низма компенсации дореформенных сбережений, адекватного покупа­тельной способности обесценившихся сбережений, переоформления суммы компенсации, равной 22,9 млрд. советских руб., во внутренний государственный долг и выпуска правительством долгосрочных долговых обязательств со сроком их погашения 20-30 лет, определения дополни­тельных источников компенсации. В соответствии с разрабатываемым в настоящее время законопроектом о дополнительной компенсации обес­ценившихся сбережений граждан основными ее источниками могут стать: рационализация государственных расходов и перераспределение высвобождающихся средств на компенсационные выплаты; денежная компен­сация из средств, вырученных от продажи объектов государственной соб­ственности; заимствование средств на рынке через выпуск государствен­ных ценных бумаг и др.

Важным направлением совершенствования механизма регулирования денежных сбережений населения следует считать слияние Сберегатель­ного банка с АКБ «Беларусбанк» в открытое акционерное общество – Сберегательный банк «Беларусбанк» с государственным контрольным па­кетом акций в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 1995 г. № 340 «Об усилении гарантий государства по сохра­нению и эффективному использованию денежных вкладов населения и мерах по дальнейшему совершенствованию банковской системы Респуб­лики Беларусь». Данный факт связан с формированием двухуровневой банковской системы, появлением коммерческих банков, сосредоточивших на своих счетах более половины всех вкладов населения, децентрали­зацией аккумулирования и размещения денежных сбережений населения, используемых в качестве кредитных ресурсов, обеспечивающих решение приоритетных социально-экономических задач.

В целях укрепления денежно-кредитной системы, защити прав вкладчиков и кредиторов, устранения криминогенной ситуации в бан­ковской сфере были изданы указы Президента Республики Беларусь от 2 мая 1996 г. «О мерах по упорядочению банковской и иной финансовой деятельности», от 24 мая 1996 г. «О мерах по регулированию банковской деятельности в Республике Беларусь» и др. В результате при Националь­ном банке Республики Беларусь был создан гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц. Он представляет собой специаль­ный резервный фонд, формируемый за счет отчислений банков в раз­мере 0,15% от остатка привлеченных средств, для возмещения гражданам возможных потерь их вкладов и депозитов в банках в случае несостоя­тельности банков по погашению своих обязательств перед вкладчиками. Однако из-за ограниченности средств данного фонда предельный раз­мер вклада (депозита) физического лица, подлежащий возмещению, устанавливался в сумме, эквивалентной только 2 тыс. долларов США, но не более суммы вклада (в дальнейшем снижен до 1 тыс. долларов). Кроме того, возмещение потерь по вкладам могло производиться только по че­тырем их видам, без внимания остались депозиты до востребования, чеки и трастовые счета граждан.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 авгус­та 1997 г. «О порядке поэтапного возмещения гражданам Республики Бе­ларусь ущерба, причиненного незаконной финансовой деятельностью субъектов хозяйствования» регулирует возмещение ущерба, причиненного имуществу граждан незаконной деятельностью на финансовом и фондо­вом рынках страны. Выплату возмещения ущерба граждан осуществляет Белорусское общественное объединение пострадавших вкладчиков «За социальную справедливость» в расчетных билетах Национального банка Республики Беларусь в полном объеме. Для этого объединение формирует фонд, в который поступают средства от субъектов хозяйствования и иных источников, кроме бюджетных средств и кредитов АСБ «Беларусбанк».

Предпринятые меры по сохранности и восстановлению сбережений населения в период 1995-2001 гг. позволили обеспечить увеличение к концу 2001 г. остатков вкладов населения в учреждениях банков страны до 823,8 млрд. руб. Однако по-прежнему сохранялась тенденция установ­ления процентных ставок по депозитам населения на уровне ниже темпов инфляции, что, в свою очередь, вызывало снижение доходности и при­быльности рынка ценных бумаг для населения, отток отечественного капи­тала в другие государства, снижение в конечном счете реальных неинфля­ционных ресурсов для инвестиций.