ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Адресная социальная помощь населению.

Энциклопедия  •  16-03-2013, 16:19
Jenny
журналист Pogovorim.by

Адресная социальная помощь населению.

За годы социально-экономических преобразований в материальном положении семей с детьми произошли значительные изменения. Уровень малообеспеченности этой категории населения снизился более чем в 2 раза – с 45,7% в 1995 г. до 22,2% в 2004 г., но все еще достаточно вы­сок, значительно выше, чем в среднем по республике – 14,5%, и в срав­нении с другими категориями семей: без детей – 11,8%, одиноких – 8,7%. Поэтому укрепление материального положения семей путем повышения эффективности мер социальной поддержки, создания условий для реали­зации трудового потенциала семьи, которые будут способствовать скорей­шей адаптации семей к новым экономическим условиям, является одним из главных направлений в развитии системы социальной защиты.

Опыт стран с переходной экономикой свидетельствует: для того чтобы система социальной защиты была финансово устойчивой и реально обеспечивала смягчение трудностей переходного периода для малообес­печенных домашних хозяйств, она должна действовать по принципу адресного охвата наиболее уязвимых категорий. В последние годы во многих странах начала набирать силу тенденция к усилению адресности, обусловленная стремлением правительств сократить суммарные социальные расходы, перейти от уравнительного предоставления социальных пособий к выплате их с учетом индивидуальных потребностей. Адресные про­граммы ориентированы на домашние хозяйства с определенным уровнем дохода, как правило, с низкими или с низкими и средними доходами.

Политика белорусского государства в области социальной защиты малообеспеченных граждан направлена на обеспечение социальных га­рантий, усиление адресной поддержки этой категории населения, рацио­нальное использование выделяемых на социальную защиту средств. В ре­шении поставленных задач особое место занимали Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000—2005 гг., которая была сориентирована на увеличение доходов населения, совер­шенствование оказания помощи наиболее нуждающимся категориям граж­дан, повышение эффективности расходов на социальную защиту, а также постановление правительства «О мерах по созданию в республике системы адресной социальной помощи», в соответствии с которым назначение и выплата социальной помощи производится начиная с января 2001 г.

Созданию системы адресной помощи предшествовало осуществление в 2000 г. пилотных программ на базе Дзержинского района и г. Молодечно Минской области, Первомайского района г. Минска; совершенствование методологических, институциональных и правовых аспектов отрабатывалось в ходе реализации экспериментальной программы в Осиповичском районе Могилевской области (2002 г.).

В настоящее время механизм оказания материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, регулируется Положе­нием о порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода гражда­нина и дохода семьи для оказания государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. №951, Положением о порядке назначения и выплаты государственной адресной социальной помощи, утвержденным постановле­нием Совета Министров Республики Беларусь опт 14 декабря 2005 г. № 1449.

Право на получение адресной социальной помощи имеют:

семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей;

семьи, имеющие в своем составе инвалидов с детства, получающих социальную пенсию;

одинокие (не имеющие родственников, обязанных по закону их содержать), инвалиды 1-й и 2-й групп, а также инвалиды 3-й группы, по­лучающие социальную пенсию;

одинокие пенсионеры и одинокие супружеские пары, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях;

семьи, в которых трудоспособный член семьи осуществляет уход за инвалидом 1-й группы либо престарелым старше 80 лет.

Адресная социальная помощь в виде ежемесячного и единовремен­ного пособий предоставляется, если среднедушевой доход гражданина (семьи) по объективным причинам не превышает 60% бюджета прожи­точного минимума. При этом среднедушевой доход исчисляется за 3 ме­сяца, предшествующих месяцу обращения за социальной помощью.

Размер единовременного социального пособия может составлять сум­му в пределах от 50% установленного бюджета прожиточного минимума до его пятикратной величины.

Размер ежемесячного пособия на одного получателя составляет раз­ность между величиной, равной 60% бюджета прожиточного минимума, и среднедушевым доходом гражданина (семьи).

Ежемесячное пособие назначается с месяца обращения на текущие 3 месяца в пределах года. Основанием для отказа в ее назначении могут по­служить наличие и количество товаров длительного пользования, не являющихся объективно необходимыми для обеспечения нормальной жизне­деятельности гражданина, а также факт их приобретения в течение года, предшествующего году обращения за социальной помощью.

Единовременное пособие назначается в зависимости от конкретных обстоятельств, объективно нарушающих нормальную жизнедеятельность гражданина (семьи), которые подтверждаются актом, составленным пред­ставителями органа социальной защиты.

К таким обстоятельствам относятся:

полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности;

неспособность к самообслуживанию, связанная с болезнью;

сиротство;

одиночество;

стихийные бедствия;

смерть близких и другие обстоятельства, требующие материальной поддержки.

Государственная адресная социальная помощь назначается комиссией по оказанию адресной социальной помощи. Решение комиссии об отказе в назначении помощи или прекращении выплаты ежемесячного пособия может быть обжаловано в законодательно установленном порядке.

Помощь предоставляется в денежной и (или) натуральной форме. Формы ее предоставления могут быть совмещены, также может приме­няться безналичная форма предоставления государственной адресной социальной помощи.

В 2004 г. адресная социальная помощь была назначена 45,4 тыс. че­ловек, или 82% от всех обратившихся за ней. Объем государственных расходов на эти цели составил 2913,5 млн. руб. Основными получате­лями адресной социальной помощи являются категории неполных и многодетных семей – 89,4%.

Читайте нас в