ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




20 лучших фильмов-фентези, которые прошли испытание временем.

Афишные новости  •  19-12-2015, 14:57
Соколов Станислав
журналист Pogovorim.by

20 лучших фильмов-фентези

 

20 лучших фильмов-фентези", которые прошли испытание временем.

 


Для многих кино - самый простой способ бегства от реальности. И, к счастью, запасы жанра, например, кинофантастики - безграничны. Есть столько безумных миров и вымышленных существ, что тематические подборки можно составлять без меры. И о чем говорить, когда фэнтези, фильмы ужасов, киберпанк или кино по комиксам вполне самодостаточные направления.

Но сюжеты и спецэффекты фантастических фильмов не только могут удивлять. Есть такая "фантастика", который проходит проверку временем. Это фильмы о взаимодействии людей с мифическим, вымышленным, надуманным, научным, технологическим и внутренним страхом.

Прошлый год показал, что фантастический жанр до сих пор будоражит общество. Ну, а в году нынешнем киноиндустрия на полную работает с продолжением эпических "Звездных войн" и перезапуском культовой фантастики 1990-х.

Кинокритики предлагают вспомнить 20 фантастических сюжетов, которые никогда не станут реальными. Чтобы разобраться в этих киношных мистификациях, следует искать ответы не только в науке, воображении, магии, космосе или народных легендах, но и в своем воображении.

 


"Метрополис".
Фриц Ланг, 1927

В 1927-м году, чтобы зритель пережил фантастически утопический катарсис, который длился почти два с половиной часа, понадобилось несколько десятков тысяч статистов, еще больше миниатюрных моделей домов, аэродромов и стадионов.
Сюжет этого первого суперблокбастера мы с разными вариациями встречаем не в одном поколении голливудского кино. В вымышленном городе есть два мира: верхний с богатой и комфортной жизнью, и нижний с простыми рабочими. Фредер из верхнего мира влюбляется в Марию из нижнего. А механическая Лже-Мария - хитрый способ верхних правителей опорочить доброе имя девушки и поднять бунт среди рабочих.
Интересно, что двумя годами спустя Ланг снимет "Женщину на Луне" и также войдет в классику кино. Этот фильм, один из первых про космическое путешествие, до сих пор остается в списке НАСА как самый достоверный.



"Видеодром".
Дэвид Кроненберг, 1982

Два года назад студия Universal пообещала переснять "Видеодром". Замысел, честно говоря, бесполезный. Вряд ли с телесными трансформациями кто-то может управляться так же круто, как Кроненберг.
Главный герой, продюсер канала, наталкивается на трансляцию убийств и допросов в прямом эфире. Человеческие внутренности, которые вываливаются из телевизора, или пистолет, который можно спрятать в животе. Такая в буквальном смысле дотошностью спецэффектов - хорошая иллюстрация, как ТВ завладевает человеческим разумом.
К теме "кровосмешения" человека и техники режиссер вернется еще раз - в своем не менее предсказуемом фильме "Экзистенция".

 

 

"WALL-E".
Эндрю Стэнтон, 2008

На Земле через 800 лет остается единственный робот-уборщик и таракан. Вся планета завалена небоскребами спрессованных отходов. Уолли по прихотям судьбы встречает Еву (работа нового поколения) и летит освобождать ее на орбиту, куда, к слову, эмигрировали все люди.
На первый взгляд, идея показать проблему загрязненной среды очевидна. Но все-таки это нестандартный фильм о любви. И любовь разную: между людьми, работами, к планете, вещей, миру. Любовь без слов. Как и первая половина фильма. Именно тогда понимаешь, что поступки и жесты скажут о тебе и чувствах гораздо больше.

 

 

"Праймер".
Шейн Каррут, 2004

Вечером после работы двое друзей-инженеров ненароком изобретают машину времени. На самом деле, это только звучит так примитивно. Фильм - не просто дебют дипломированного математика и физика по совместительству, но и настоящая головоломка с множеством пространственно-временных зигзагов, научных измен и человеческого самодовольства. Понятное дело, что путешествия во времени герои сначала используют, чтобы подзаработать денег на бирже, а потом уже беснуются над остальными моральными аспектами изменения хода вещей в прошлом.
Честно говоря, при просмотре чувствуешь себя шпионом, который во все глаза хочет докопаться до сути в этой тарабарщине. Но никто, в том числе и режиссер, не собирается тебе объяснять научные истины. Поэтому если уж беретесь за фильм, не лишними будут несколько подсказок.

 

"Космическая Одиссея 2001".
Стэнли Кубрик, 1968

1970-е стали бумом кинофантастики. В том числе и наглое кино Кубрика о насилии ("Заводной апельсин") - не менее знаковая сатира общества. Но "Одиссея" - это уже фильм-история-культ. Потому столь искусного сочетание человека и технологии, человека и Вселенной, человека и одиночества, пожалуй, не будет.
Если одним предложением, то здесь речь идет об экипаже космического корабля "Дискавери" - капитаны Фрэнк и Дэйв и их бортовой компьютер ищут метафорический черный монолит. А если серьезно, то это космическую оперу хотя бы раз в жизни стоит прожить.

 

 

"День сурка".
Гарольд Рамис, 1993

Герой Билла Мюррея проходит через все круги ада. Бесчисленное количество раз он переживает один и тот же день - 2 февраля. Фил - самовлюбленный метеоролог, который приезжает в маленький город делать сюжет о Дне сурка. Он беснуется, объедается, грабит банк и пытается покончить жизнь самоубийством ... но снова и снова просыпается в шесть утра того же дня.
Комедии, к сожалению, часто недооценивают, как в свое время произошло и с этим фильмом. А он на самом деле говорит о вечном и простом - ты постоянно будешь повторять один и тот же сценарий своей жизни, пока не поймешь, кто ты на самом деле и что это, наконец, значит быть Человеком.

 


"Трудно быть богом".
Алексей Герман 2013

Пожалуй, лучше всего прямо после увиденного последнего кино Германа выразился про него Умберто Эко: "Мы шли по аду фильма, и тогда меня охватил ужас". Возможно, конечно, провести параллели и с фресками Босха, и даже с дантевским Адом, однако намного страшнее - это смотреть вперед, в настоящее. Когда кино про Средневековые времена и тоталитаризм становится своеобразным таким приговором для любой власти.
Ученые из планеты Земля прибывают на планету Арканар. Исследователи изучают мир этой планеты – который чем-то схож на наше Средневековье. В Арканаре проходит война между "черными" и "серыми", однако различить, кто является кем из них - вообще нельзя. Здесь все и все - уродливые, в пузырях и дерьме.

 

 

"Франкенштейн".
Джеймс Уэйл, 1931

История Франкенштейна такая же плодотворная на экранизации, как и приключения Шерлока Холмса. В 1910 году, например, он рождался в котле с химикатами.
Но именно Уэйл первым показал, как электрический заряд оживляет человека, скроенного из кусков мертвых. Кстати, сам фильм перед выходом в прокат - подвергся цензуре. За особо жестокие сцены с детьми.

 

 

"Вечное сияние чистого разума".
Мишель Гондри, 2004

Сценарист Чарли Кауфман (любитель проникать в человеческий мозг - вспомните его "Быть Джоном Малковичем") воспроизвел практически идеальный кинолабиринт из возможных вариаций прошлого у нас в голове.
По сюжету двое влюбленных проходят все стадии романтики и реальности отношений и решают избавиться от воспоминаний друг о друге с помощью простой компьютерной процедуры. Это одна из немногих ролей Джима Керри, когда он играет меланхолического мечтателя, и более всего хочет доказать, как важно ценить, что ты кому-то дорог.

 


"Солярис".
Андрей Тарковский, 1972

Польский фантаст Лем сильно поссорился с режиссером из-за экранизации его "Соляриса": "Я высидел 6 недель в Москве ... после назвал его дураком, а затем уехал. Тарковский захотел показать, что космос такой противный, а вот на Земле все прекрасно. Но я-то ведь считал все наоборот".
Очевидно, что фильм имеет кучу уровней прочтения. Не только этот. Кто-то толкует его по Фрейду, когда подсознательное материализует наши травмы и желания. Другие видят в этом религиозно-философскую составляющую о возможной форме Бога в космосе. Солярис - планета с безбрежным океаном, который способен оживлять сюжеты, людей, воспоминания, которые кишат в наших головах.
И как ни крути - этот океан напоминает еще и сам кинематограф - искусство, которое последнюю сотню лет терроризирует наше воображение.

 

 

"12 обезьян".
Терри Гиллиам, 1995

Режиссера часто сравнивают с Мельесом, первым безумцем и сочинителем в кино. Что же, в активе Гиллиама есть куча хороших антиутопий, где никогда не будет однозначных ответов на вопросы. Этим он и прекрасен.
"12 обезьян" - это постапокалиптическое будущее, эпидемия на Земле и герой Брюса Уиллиса, которого отправляют обратно в прошлое предупредить о распространении вируса. Конечно, фильм имел кассовый успех. Но это тот редкий случай, когда набор всех этих клишированных фантастических сюжетов Гиллиам подает как "вкусную забаву".

 


"Лабиринт Фавна".
Гильермо дель Торо, 2006

В фильме два мира - реальность с диктатурой Франко и карательными отрядами и мифическое королевство лакомого к власти Фавна, в которое попадает 10-летняя Офелия. Девушку в мире фантастических лягушек, вурдалаков и фей выбирают принцессой.
Самое настоящее зазеркалье военной Испании, которому аплодировали в Каннах едва не полчаса.

 

 

"Меланхолия".
Ларс фон Триер, 2011

У Триера конец света похож на древнегреческий миф. Нет, люди - не боги, а не циклопы, не герои. Но здесь каждый по-своему борется со страхом перед неотвратимым финалом. Жюстин противно все - богатый жених, буржуазный дом. Клер обманывает себя надеждой, что все пройдет. А конец такой, что Землю должна раздавить планета по имени Меланхолия.
И какая разница сколько у тебя или героев фобий, наслаждайся этим глянцево-живописным полетом Меланхолии.

 


"Звездные войны".
Джордж Лукас, 1977

Джордж Лукас всегда был одержим фантастикой. Первый его фильм о гражданине THX 1138 сейчас также имеет культовый статус. По сюжету он предстает перед компьютером, который с помощью лекарств управляют людьми.
Но, безусловно, ничто не сравнится с мощным культом и даже "религией" "Звездных войн". Режиссеру удалось создать мир галактических масштабов, близкий и взрослым, и детям. Мир, в котором каждое существо делает выбор - встать на Светлую или Темную сторону Силы.



"Дитя Человеческое".
Альфонсо Куарон, 2006


Сюжет фильма - одно из крупнейших опасений человечества последних десятилетий. Бесплодие - как наследие бесконечных войн, террористических актов, хаоса, военных режимов.
Действие происходит в недалеком 2027 году, и таким образом, фильм - скорее предупреждение, чем выдумка, которой никогда не будет. Но разве от этого становится менее страшно?

 

 

"Фантастическое путешествие".
Ричард Флайшер, 1966

Лент, действие которых происходит внутри человеческого тела, можно пересчитать по пальцам. Здесь кучку медиков уменьшают до размеров молекулы, сажают в микроскопическую подводную лодку и впрыскивают в вену пострадавшему. У них всего час, чтобы спасти больного.
Даже если на уровне идеи путешествие выглядит заманчиво, то к самому сюжету и у критиков, и любителей оригинальной фантастики было немало вопросов.

 


"Бегущий по лезвию".
Ридли Скотт, 1982

История кинофантастики имеет две сильные мистификации от Ридли Скотта: "Чужой" и "Бегущий по лезвию". Первый, чтобы там не говорили скептики, принесла в 1970-х невероятно достоверное изображение уродств на экране. За что и получила "Оскар" в номинации "лучшие спецэффекты".
А второй фильм - считайте начальная разработка мира масскультовой "Матрицы". "Бегун" - один из искусственных людей, которые живут всего четыре года. Ну, как живут ... они - рабы-чернорабочие настоящих людей.

 

 

"Стена".
Юлиан Пельслер, 2012

Эту сказку об изоляции и выживании критики один в один называют современной робинзонадой. Сорокалетняя женщина как-то выбирается с друзьями в дом под горами. Утром она обнаруживает, что осталась один. От остального мира ее отделяет невидимая стена. И женщине приходится выживать, чего бы это не стоило.
История - излишне жуткое погружение в мир красивой природы и пределы человеческой выносливости.

 

 

"Унесенные призраками".
Хаяо Миядзаки, 2001

Миядзаки, как никто другой, создает незабываемые миры. Быть в них всегда легко и немного грустно. У него, как и в жизни, нет ничего однозначного.
Маленькая Тихиро вынуждена работать в бане, где моются от грязи древние боги и духи природы. Она очень хочет вернуть родителей, которых волшебница Юбаба превратила в свиней. Здесь девочка знакомится с Хаку, который также имеет свою трагедию и безумия. А с мечтами иначе и быть не может.

 

 

"Черное зеркало".
Чарли Брукер 2013

"Черное зеркало", очевидно, лучший телевизионный сай-фай современности. Это не совсем сериал в классическом понимании. Каждый эпизод - отдельная и никак не связана с предыдущим история о зависимости человека от гаджетов. Например, можно заказать живого клона погибшего. Его сознание - это все посты в соцсетях и частная переписка.
Последний эпизод этой оригинальной и фантастической игрушки - сатира на общество, в котором изображение человека в реальной жизни можно заблокировать кнопкой в мобильном. Едкая, но какая свойственная настоящем миру, прихоть.

Читайте нас в