pogovorim.by
Курс валют
У нас в гостях
Артем Михаленко
 Белорусский портал Pogovorim.by » Энциклопедия Беларуси » Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.
Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.
категория:  Энциклопедия Беларуси 16-03-2013, 15:59

Основные черты будущей пенсионной системы Беларуси обозначены в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, принятой в 1997 г. Создается трехуровневая пенсионная сис­тема, состоящая из гарантированных государством социальных пенсий; пенсий, предоставляемых по обязательному пенсионному страхованию, и пенсий, предоставляемых за счет добровольных пенсионных фондов, при сохранении ведущей роли государственного обязательного пенсион­ного страхования. Постепенно в действующее пенсионное законодатель­ство внедряются рациональные подходы и нормы, направленные на уси­ление страховых принципов, стимулирование «зарабатывания пенсии» и обеспечение гарантий ее получения. Процесс совершенствования пенси­онной системы осуществляется с учетом реальной ситуации в стране. Положения Концепции реализуются постепенно: введен индивидуаль­ный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; установлены раздельные тарифы обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование; расширен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию; право на страхо­вую пенсию увязано с уплатой страховых взносов; постепенно увеличи­вается период, за который из заработка исчисляется пенсия; предусмотре­но дополнительное повышение пенсии лицам, достигшим пенсионного возраста, за периоды последующей работы без получения пенсии и др.

Разработан новый проект Закона Республики Беларусь «Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь», в котором развиваются поло­жения Концепции о формировании многоуровневой пенсионной системы.

Основная задача на ближайшую перспективу – укрепление страхо­вых принципов пенсионной системы; установление более тесной зависи­мости размера пенсии от уплаченных страховых взносов и периода их уплаты по введению условно-накопительного компонента; введение сис­темы дополнительного обязательного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и некоторыми видами профессиональной деятельности; сокращение си­стемы пенсионных льгот; стимулирование участия в программах добро­вольного пенсионного страхования.

Пенсионное страхование представляет собой объединение страховых взносов нанимателей и работников, а в соответствующих случаях – средств государства с целью защиты от определенных рисков (утраты заработка вследствие достижения определенного возраста, инвалидности, смерти кормильца), уменьшить которые и призван данный институт.

Право на трудовую (страховую) пенсию, условия пенсионного обес­печения и его нормы увязываются с продолжительностью уплаты и объе­мом страховых взносов и предоставляются работникам, достигшим пенси­онного возраста. В число лиц, имеющих право на трудовую пенсию, должны войта все работающие по найму, а также другие граждане, охва­ченные системой государственного пенсионного страхования.

В качестве модели пенсионной системы, обеспечивающей трудовые пенсии, может быть выбрана одна из моделей, адаптируемая к демогра­фическим тенденциям и обеспечивающая жесткую привязку размера пен­сии к сумме средств, внесенных в пенсионную систему на протяжении трудовой деятельности. Это может быть чисто накопительная модель (Чили), условно накопительная модель (Польша); пенсионная система, основан­ная на системе пенсионных баллов (Германия), и др.

Равенство обязанностей застрахованных в уплате страховых взносов и прав в пользовании пенсионной системой вызывает необходимость упорядочения пенсионных льгот и изменения подходов к вопросам их финансирования.

Реформирование системы досрочного выхода на пенсию осуществля­ется на основе разумного сочетания двух подходов.

Первый из них предполагает поэтапный перевод выплаты досроч­ных пенсий в профессиональные пенсионные системы. Он повлечет по­вышение страховой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий с большим числом рабочих мест, дающих право досрочного выхода на пенсию. По­этому данный подход целесообразно распространить преимущественно на те рабочие места, которые связаны с высоким риском фактической утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсион­ного возраста.

Второй подход основывается на поэтапном замещении досрочных пенсий механизмом дополнительного страхования фактической утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Этот подход практически не увеличивает страховую нагрузку на фонд оплаты труда предприятий. Он распространяется на те рабочие места и виды деятельности, где досрочный выход на пенсию слабо свя­зан с фактической утратой трудоспособности до достижения общеуста­новленного пенсионного возраста.

Страхование должно покрывать риск утраты трудоспособности от момента присоединения к страховому плану до достижения общеустанов­ленного пенсионного возраста, а льготное пенсионное обеспечение – только в рамках льготного периода. Однако льготное пенсионное обес­печение в отличие от страхования должно быть связано с утратой трудо­способности.

Основой первого из вышеназванных подходов к реформированию льготного пенсионного обеспечения является поэтапный перевод обяза­тельств по финансированию и выплате досрочных пенсий из Фонда со­циальной защиты населения в профессиональные пенсионные системы (ППС), построенные на накопительном принципе.

Профессиональные пенсионные системы должны формироваться на принципах:

безусловной обязанности работодателя, который располагает ра­бочими местами, дающими право на льготное пенсионное обеспечение, учреждать профессиональный страховой план и профессиональный пен­сионный план для работников, имеющих льготный режим пенсионного обеспечения, и заключать договор на их ведение с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), обладающим соответствующей специаль­ной лицензией (право выбора компании и негосударственного пенсион­ного фонда закрепляется за работодателем);

предоставления работнику, занимающему рабочее место (выпол­няющему трудовые обязанности), которое дает право на льготное пенси­онное обеспечение, свободы выбора одной из форм покрытия допол­нительных рисков, связанных с трудовой деятельностью: страхования до­срочной утраты трудоспособности или пенсионного обеспечения в пре­делах льготного периода (от приобретения права на досрочную пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста) – без по­следующего изменения избранной формы;

осуществления финансирования пенсионного плана только рабо­тодателем за счет дополнительного обязательного тарифа страховых взносов, начисляемого на заработную плату лиц, занимающих рабочие места, дающие право на льготы.

Одним из факторов, определяющих нагрузку пенсионной системы, является пенсионный возраст, так как он определяет соотношение чис­ленности пенсионеров и лиц, занятых в народном хозяйстве. Следует иметь в виду, что без повышения возраста выхода на пенсию не обходится практически ни одна пенсионная реформа, реализуемая в мире в по­следние десятилетия. Повышение пенсионного возраста предусматри­вается и в подавляющем большинстве проектов пенсионных реформ, находящихся в стадии подготовки в различных странах мира, включая страны с переходной экономикой.



Расскажите друзьям:
  • Комментариев: 0
  • |
  • Просмотров: 3595