ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Этапы влияния государства на развитие финансового сектора.
Этапы влияния государства на развитие финансового сектора
Рыночная экономика - это органичное сочетание современных принципов товарного производства и политики государственного регулирования темпов экономического роста. Рыночные отношения существенно влияют на общественные отношения, но многих проблем построения социально ориентированной экономики не решают. Поскольку экономические отношения составляют часть совокупных общественных отношений. От взаимодействия государства и рыночного механизма зависит эффективность регулирования расширенного воспроизводства и экономического развития общества.
Во второй половине XIX в. активизировались процессы становления монополий, и наметилась устойчивая тенденция сращивания промышленного и банковского капиталов. Государство, отстаивая интересы монополий, с помощью финансово-кредитной политики, налогов, государственных займов и других экономических мер существенно влияло на структуру и пропорции воспроизводства с целью предотвращения экономических кризисов и роста безработицы. М. I. Туган-Барановский отмечал, что все большее объединение капитала в хозяйственные организации «вызывает некоторые болезненные явления, к которым не должна равнодушно относиться общественная власть».
Экономическая политика осуществляется интересами различных политических и финансовых группировок, находящихся при власти в государстве. Стратегическое место в государственном регулировании экономического развития стран занимает финансово-кредитная сфера. Так, в историческом аспекте значительной была роль иностранного капитала в Русско-Китайском банке, созданном в начале 1896 г. для финансирования строительства Сибирской железной дороги. Определенную долю акций банка приобрел Государственный банк, а другую - «Российский банковский синдикат» в Париже. Сотрудничество в этом полугосударственном учреждении Министерства финансов России и парижской «Haute Finance» (магнатов (столбов) парижского финансового мира Эд. Нецлина (один из основных руководителей Banque de Paris et des Pays-Bas)), Ж. Штерна (представитель банкирского дома Штерн & Со), Рене Бриса (члена правления Лионского Кредита)) служило ярким проявлением франко-российского финансового альянса. Таким образом министр финансов России С. Ю. Витте позаботился об укреплении влияния государства на деятельность этого банка. С этой целью Государственный банк приобрел 4200 акций его первой эмиссии и все 12000 акций второй емисии.
Государственная политика всегда поддерживала развитие банковской системы, особенно банков, в которых в значительной степени был заинтересован иностранный капитал. В основном это касалось мощных банков и способствовало процессу концентрации. В течение первого десятилетия ХХ в. происходила ликвидация небольших провинциальных банков. С. Ронин в работе «Иностранный капитал и русские банки. К вопросу о финансовом капитале в России» (1926) констатирует, что за этот период было ликвидировано 8 банковских учреждений, а организованно только 2. Одновременно Министерство финансов царской России проводило взвешенную политику в отношении разрешения на слияние (например, Сибирского банка с Объединенным). Однако слияние является обоснованными и целесообразным, если это необходимо для иностранных партнеров. Таким образом, вся философия истории подчиняется единому принципу «все существующее - разумное».
Финансовый капитал активно функционирует и становится материальным рычагом деятельности многих государственных и частных субъектов хозяйствования. Согласование интересов на разных фазах экономического развития приводит к соответствующим изменениям в характере и направлении экономических действий и мероприятий государственной власти. Реальное существование государственного регулирования предпринимательства никогда в экономической теории (капитализма или социализма) не игнорировалось, но трактовалось в зависимости от существующего политико-социального строя. В. И. Ленин в статье «Банкиры и министры» констатировал: «Сегодня министр - завтра банкир; сегодня банкир - завтра министр».
После Второй мировой войны большинство стран установили высокие протекционистские барьеры для защиты национальных рынков от международной конкуренции. В сфере торговли применялись:
- o ограничительные квоты, тарифы и другие меры предосторожности;
- o налоговые пределы (высокий уровень налогов на товар, который производится за пределами национальной экономики);
- o административные барьеры (затягивание процесса регистрации и таможенных процедур), направленные на усложнение внешнеэкономических отношений.
С середины 1970-х гг. социалистическая экономическая политика была направлена на перестройку финансовой системы в направлении развития самостоятельности (хозяйственного расчета) предприятий и повышения эффективности использования средств производства. А также стимулирования наилучших конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности. Однако на практике возникали трудности, обусловленные несбалансированностью доходов и расходов государственного бюджета, неэффективным использованием значительных финансовых ресурсов на предприятиях и отсутствием возможностей реальных инвестиций. Некоторые экономисты отмечали однородность категорий финансов и кредита, а потому предлагали формулировку «финансовый механизм» в отличие от распространенной «финансово-кредитный механизм». Соответственно, финансовый механизм трактовался как планомерно организованная система мероприятий, направленных на использование объективно существующих денежных отношений в интересах развития общественного производства в тесном единстве с принципами хозяйственного расчета. С. И. Юрий в монографии «Совместное предпринимательство: финансы, кредит, валюта» (1995) в процессе исследования финансово-кредитного механизма отметил, что в условиях перехода к рыночной экономике происходит качественное изменение влияния финансовых и кредитных рычагов на процесс воспроизводства.