ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Леонид Гайдай - замечательный режиссер и заядлый игрок.

Авторские статьи  •  27-09-2014, 19:57
Jenny
журналист Pogovorim.by
Леонид Гайдай - замечательный режиссер и заядлый игрок.

Родился Гайдай в 1923 году в г. Свободный (Амурская обл.). Родиной его отца - Иова Гайдая - была Украина, а в Свободном он строил Амурскую железную дорогу. Леонид был младшим (третьим по счету) ребенком в семье.
В детстве Леня обожал кино, особенно ленты с Чаплиным. По воскресеньям, когда показывали фильмы с его участием , он прибегал на первый сеанс в кинотеатр. А в конце сеанса заползал под сиденья, чтобы переждать перерыв между показами картины, и опять наслаждался игрой своего кумира. Такие номера он иногда проделывал по многу раз на день.

Леня учился неплохо, любил розыгрыши, много шалил, лихо играл на балалайке и был знаменитостью художественной самодеятельности.
В составе культурного десанта от клуба железнодорожников Гайдай исколесил близлежащие села, с удовольствием декламировал Зощенко и Маяковского.
В 1940 году Леониду вручили книгу «По Сибири» Чехова с надписью: «Победителю художественной олимпиады Лене Гайдаю. 14.05.1940».

 

В 1942 году девятнадцатилетнего Леонида призвали в армию и отправили в тыл, где он объезжал лошадей для фронта. Подобную службу молодой человек, с самого начала войны рвавшийся на фронт, считал постыдной. И когда приехал офицер отбирать пополнение в воюющую армию, на все вопросы начальника Гайдай бодро отвечал «Я».

«Кто хочет в артиллерию?» - «Я», «Во флот?» - «Я», «В кавалерию?» - «Я», «В разведку?» - «Я». Таким энтузиазмом наш герой вызвал недовольство офицера. «Да погодите Вы, Гайдай! Я еще не огласил весь список», - воскликнул военком в сердцах. Из этого случая спустя много лет родится эпизод знаменитой ленты «Операция «Ы».


«Не бывает одноногих актеров».

Гайдая направили в пешую разведку, он неоднократно бывал во вражеском тылу, имел несколько медалей. В 1943 году, когда он возвращался с задания, Леонид наступил на противопехотную мину. Он получил крайне тяжелое ранение ноги, его пять раз оперировали. В ответ врачам, которые предлагали ампутировать поврежденную ногу, Гайдай говорил: «Не бывает одноногих актеров».
Последствия ранения остались с ним до конца жизни. Время от времени открывалась рана, а частое воспаление кости вызывало сильнейшие боли. Но никто, за исключением близких людей, о недуге Гайдая не знал. Леонид Иович никогда не выставлял свои болячки на показ.
После войны Гайдай поступил в студию при Иркутском драматическом театре и окончил ее в 1947-ом. Талантливого ученика приняли в театральную студию, несмотря на имеющийся у него дефект речи - наш герой с детства не выговаривал две буквы: «л» и «р». Окончив студию, он два года служил актером. Но постепенно он все больше интересовался режиссурой.


Леонид Гайдай - замечательный режиссер и заядлый игрок.

Одна женщина на всю жизнь.
В 1949-ом Гайдай поступил во ВГИК, на режиссерский факультет, в мастерскую Г.В. Александрова. Кстати, на вступительных экзаменах он декламировал стихотворение «Про девочку Лиду» Ярослава Смелякова. Шурик - персонаж Демьяненко – позже прочтет это стихотворение Лиде - персонажу Селезневой.
Именно во ВГИК Леонид Гайдай повстречал Нину Гребешкову – будущую жену.
«Не могу утверждать, что влюбилась в него сразу... Однажды репетируем. Я нахожусь спиной к двери. Заходят ребята (у нас учились и Ордынский, и Кулиджанов) - один, второй... Я ничего не замечаю. Но входит Гайдай – и я просто кожей его чувствую. Признаться, я его стеснялась. Боялась, что скажу глупость. Он ведь на 8 лет старше, фронт прошел. А мне было семнадцать...», - вспоминала позже Нина Гребешкова.
Прожив с Ниной Павловной 40 лет, Гайдай в конце жизни признался: «Мне чрезвычайно повезло с тобой... Что бы я ни сделал, тебе все нравилось».
Супругу режиссера отличала удивительная женская мудрость. Нина никогда не просила, чтобы муж снимал ее в своих лентах. А когда он все-таки предлагал роль – никогда не отказывалась. Даже эпизодическая роль в картине у супруга стоила для Нины очень многое, ради этого она могла отказаться играть главную роль у другого режиссера.


Леонид Гайдай - замечательный режиссер и заядлый игрок.

Советская комедия с американскими корнями.
С 1955-го Леонид Иович работал режиссером на «Мосфильме», в мастерской М.И. Ромма. Именно Ромм увидел в начинающем режиссере способности комедиографа и порекомендовал ему работать в данном направлении.
В 1958-ом появилась первая гайдаевская кинокомедия «Жених с того света», где главные роли исполнили Вицин и Плятт. Затем была лента «Пес Барбос…», принесшая автору успех. Гайдаю удалось найти настоящую «золотоносную жилу».
Приемы эксцентрических американских комедий приобрели вполне советскую суть. Именно данная короткометражка породила непревзойденную кинотроицу - Балбеса, Труса и Бывалого.
Его знаменитые ленты - «Кавказская пленница», «Самогонщики», «Операция «Ы», «Бриллиантовая рука» - знает и обожает все постсоветское пространство.
Зрительская аудитория гайдаевских фильмов в СССР (не учитывая повторный прокат) составила 600 миллионов человек. У Стивена Спилберга, для сравнения, зрителей в США было в полтора раза меньше.
«В комедийном кино должно быть минимум слов, а те, что есть, должны быть отточенными, лаконичными, бьющими без промаха», - делился тонкостями своего искусства Леонид Иович.


Леонид Гайдай - замечательный режиссер и заядлый игрок.


Азартный игрок.
Были у Гайдая и слабости. Одна из них - азартные игры. Впрочем, этого он и не скрывал. В карточные игры он играл везде и всегда: в поездах, на съемках, дома и в гостях. В своей квартире он организовал второй Лас-Вегас.
Теща была его постоянным карточным партнером – правда, играли по маленькой. В конце 1980-ых, когда в Союзе появились казино и залы с автоматами, режиссер часами просиживал за «однорукими бандитами».
Наивно думая, что можно обыграть машину, Гайдай часто проигрывался до дыр в карманах.
Впрочем, несмотря на сильную страсть к игре, он не терял связь с реальностью и понимал, к чему способен привести подобный азарт.
«Он проигрывал кучу денег, - рассказывала Гребешкова. - Я старалась его остановить, говорила: «Никто так не живет, Леня!» А он отвечал: «Почему никто? Я же живу».
Нина Гребешкова вспоминает последние годы Гайдая: «Ему тяжело работалось, сказывались болезни - открылась рана на ноге плюс эмфизема легких. И курить он продолжал».

В ноябре 1993-го Гайдай скончался от ТЭЛА – тромб оторвался, произошла закупорка. Врачи спасти его уже не могли.

Читайте нас в


Анатолий6 октября 2014 13:18
У каждого великого человека свои причуды. Вот и великий Гайдай страдал игроманией. Все великие люди со своими странностями. Кто-то пьет в горькую, кто-то колется кто-то женщин меняет как перчатки и так почти все знаменитости. Хотя человек был со странностями, но фильмы его великолепны и вырастет на них еще не одно поколение людей.
 
Анна8 октября 2014 04:28
Согласна с Анатолием, что у каждого человека, не говоря уже о знаменитостях, есть свои какие-то жизненные минусы. Но даже эти отрицательные черты, ни на каплю не уменьшают его значительного вклада в историю кинематографа. Его картины - шедевры, которые были пересмотрены бесчисленное количество раз, и еще столько же будут актуальными в нашем обществе.
 
Лариса10 октября 2014 08:02
Великий человек! Фильмы, снятые им, помню с детства и не одна я. А то, что у человека были свои сложности в жизни, лишь подтверждает, что он только человек. А не бог. Жизнь знаменитых людей всегда рассматривают пристальнее, чем людей обычных, поэтому у знаменитостей и видно больше отрицательного в жизни. Но, уверена, это не так. Прожить такую интересную жизнь дано не каждому, и не каждый сможет.