ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Проклятие фараона Тутанхамона.
Проклятие Тутанхамона.
Мало кому досталось столько ударов судьбы, как Марлону Брандо - известному киноактеру, знаменитому крестному отцу мирового кинематографа.
Ураган опустошил его остров близ Таити. Его бросила жена. Дочь Тарита пострадала в автокатастрофе. Дочь Шейен покончила с собой. Сын Кристиан застрелил ее любовника и попал за убийство в тюрьму. За что ему все это? На этот счет существует несколько объяснений.
Египетский ученый - исследователь папирусов профессор Мустафа Салин из Каирского университета объяснил причину несчастий Брандо по-своему: оказывается, на своем острове Брандо при жизни построил себе гробницу в виде пирамиды. И тем самым навлек на себя проклятие Тутанхамона. По мнению авторитетного ученого, это проклятие - вещь хоть и мало изученная, но действующая на протяжении многих лет, и не только на примере семейства Брандо.
Что же это за проклятие и почему оно до сих пор "пронзает" века, причиняя трагические последствия многим и многим?
Известно, что Тутанхамон был самым незначительным из древнеегипетских правителей. На трон он взошел в 1351 году до н.э. девятилетним ребенком, а в 18 лет уже умер. После похорон его настолько основательно забыли, что даже воры не посещали его гробницу. Тысячелетия он покоился нетронутым во всем своем фараонском великолепии. Впоследствии это обстоятельство и сделало его самым известным в египетской истории.
После того как гробницу Тутанхамона вскрыли, Говард Картер, а вместе с ним еще 50 человек, участвовавшие в раскопках, умерли от загадочной и неизвестной болезни. Ее-то, эту болезнь, и назвали "проклятием Тутанхамона". Болезнь эта начала свое триумфальное шествие по миру в 1923 году, спустя шесть месяцев после вскрытия могилы "великого и ужасного" фараона. Кстати, лорд Карнарвон, тот, кто, говоря современным языком, спонсировал раскопки, умер вслед за Говардом Картером. Официальный диагноз смерти - лихорадка. От той же странной болезни умер его младший брат - секретарь Картера. Потом - еще один английский ученый, далее - канадский исследователь, следом - директор Лувра.
У всех были обнаружены "чумоподобные симптомы". А смерть от инфаркта еще одного английского исследователя древностей только укрепила веру в легенду о мести потревоженного фараона.
Хотя не все случаи, известные как смерть в результате "проклятия фараона", были непосредственно связаны с раскопками. Эдди Стекмен, бывший строительный рабочий из Портсмута, выйдя на пенсию, смастерил из пенопласта, латекса и марлевых бинтов изображение Тутанхамона в натуральную величину. Шесть недель спустя у него случился первый инфаркт, через восемь месяцев - второй. Вернувшись из реанимации, он поспешил убрать мумию из дома, но было поздно. Последовала целая серия инсультов, окончательно подорвавших его здоровье, к тому же он заболел диабетом.
Вскоре Стекмен скончался. Его смерть вызвала еще одну загадку и породила непростой вопрос: существует ли на самом деле "проклятие фараонов" или это не более чем стечение обстоятельств, вызванное, скорее, проблемами психологического порядка, опасной способностью программировать себя на гибель?
После долгих споров, казалось бы, возобладала именно эта точка зрения. На этой позиции твердо стоял великий австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Эти роковые удары судьбы он назвал "неврозом судьбы". Однако в 1985 году детский врач из Франции Каролина Станже-Филипп фактически развеяла версию о психологической подоплеке подобных явлений, доказав, что гибель археологов произошла по вполне прозаическим причинам. Оказывается, истлевшие стебли цветов, которыми был выстлан саркофаг фараона, рассеивали микроскопические споры, которые, попадая в легкие человека, вызывали опасную аллергию - альвеолит. Жертвы мнимого проклятия в действительности умирали от удушья, вызванного аллергией. Эта теория нашла свое подтверждение и с другой стороны.
В 1973 году в Кракове вскрыли гробницу короля Казимира Четвертого Ягеллона. Вскоре почти все присутствовавшие при этом умерли. Причиной смерти на этот раз тоже посчитали стебли цветов, которыми была выстлана могила короля.
После таких материалистических разгадок таинственных смертей, казалось, остается один шаг, чтобы окончательно избавиться от таких понятий, как проклятие фараонов, невроз судьбы, родовое проклятие. Но этого как раз сделать не удается. И виной тому - бесчисленное количество семейств, которые до сих пор испытывают на себе последствия подобных тайн.