ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ




Социальная защита населения.

Энциклопедия  •  16-03-2013, 16:09
Jenny
журналист Pogovorim.by

Социальная защита населения.

В процессе перестройки 1990-х годов социальная защита населения Беларуси претерпела существенные изменения качественного характера. С началом экономических реформ уровень жизни населения в значительной мере ухудшился. Если раньше каждому гражданину гарантировалось жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, определенный уровень дохо­дов за счет централизованного регулирования размеров зарплаты, пенсии, стипендий, пособий и соответствующих им цен на продукты питания, товары, услуги, то при переходе к рыночным отношениям люди лиши­лись многих из существующих ранее гарантий. Особенно это коснулось семей с детьми, пенсионеров. Увеличилось количество безработных. Низ­кий размер зарплаты, а также задержки с ее выплатой вывели за черту малообеспеченности значительное количество работающих. Механизмы, долгое время действовавшие при плановой экономике, уже не отвечали требованиям рыночного хозяйствования. На этом этапе социальная политика в Беларуси, как и во многих других странах с переходной эконо­микой, была ориентирована преимущественно на наращивание удельного веса социальных расходов. Несмотря на то, что расходы государствен­ного бюджета в ВВП до 1995 г. по сравнению с 1990 г. снижались, на социальные нужды они не уменьшались, а возрастали. Так, удельный вес социальных выплат (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты в денежной форме) в ВВП в 1995 г. составил 11,9% против 9,2% в 1990 г. Государственные расходы на здравоохранение увеличились с 2,5% от ВВП в 1990 г. до 4,9% в 1995 г., на образование, соответственно, с 4,3% до 5,5%. Однако повышение доли социальных расходов не смогло пре­дотвратить снижение жизненного уровня и ухудшение качества жизни основной части населения. В связи с этим важнейшей задачей в области социальной защиты стало существенное повышение ее эффективности, концентрация усилий на решение наиболее острых проблем, рациональ­ное использование ресурсов.

Процесс перехода к рыночной экономике потребовал коренных изме­нений в системе социальной защиты. Прежняя представляла собой жестко централизованную систему социальных гарантий, выплат и пособий, до­таций и льгот, которые осуществлялись в основном за счет финансиро­вания из государственного бюджета и охватывали широкие слои насе­ления. Проблема эффективной социальной поддержки стала общей на всем постсоветском пространстве. Причем, несмотря на недостаток бюд­жетных средств, Беларусь оказалась в числе немногих стран, которые не пошли на кардинальное сокращение социальных программ. Беларусь сумела в сложных социально-экономических условиях создать основы для развития полноценной системы социальной защиты населения в ры­ночных условиях. В настоящее время она охватывает широкий комплекс мероприятий, направленных на предупреждение социального неблаго­получия и поддержку социально уязвимых групп населения.

К числу основных действующих программ социальной поддержки относятся: пособия на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет; предоставле­ние бесплатного питания детям до 2 лет; льготы по оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях; удешевление школьных учеб­ников; безналичные жилищные субсидии; субсидии и льготное кредито­вание при строительстве (реконструкции) и покупке жилья; санаторно-курортное лечение для ветеранов войны, труда и других категорий; соци­альное обслуживание инвалидов техническими средствами социальной реабилитации; адресная социальная помощь, другие льготы и гарантии. Реализован ряд социальных программ, направленных на поддержку отдельных категорий населения: Республиканская комплексная программа по проблемам пожилых людей на 2001-2005 гг.; Комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одино­кими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 г.; Межгосударственная комплексная программа реабилитации ветеранов войны, участников локальных конфликтов и жертв терроризма на 2001—2005 гг.; Государственная программа по предупреждению инвалидности и реаби­литации инвалидов на 2001-2005 гг.; президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. и др.

Если на первых этапах переходного периода преобладающая часть программ социальной поддержки основывалась на категориальном принципе, то в последние годы в ряд программ введена оценка нуждаемости (принцип адресности) при оказании поддержки.

Формирование новой модели происходит на принципах рыночной экономики, но при этом обеспечивается преемственность всего лучшего, наработанного в прежней системе, соблюдение социальной справедливости и общественной солидарности. Процесс становления и развития системы социальной защиты населения находит отражение в прогнозах и программах социально-экономического развития Беларуси, предусматривающих комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития страны и планируемых государством путей и мер по
их достижению.

Социальная защита в самом широком толковании представляет собой политику государства по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человека. Это современное понятие социальной защиты, возникшее во 2-й половине XX в. и базирующееся на выдви­нутой нашим временем категории прав человека и самоценности жизни. При таком широком толковании социальной защиты в ней нуждаются практически все конституционные права и свободы личности.

В более узком понимании социальная защита – это политика госу­дарства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни: право на минимально достаточные средства на жизнь, на труд и отдых, на со­циальное обеспечение в старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей, на защиту от безработицы, охрану здоровья, обра­зование, жилье и др.

Читайте нас в