ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Образование и крушение монгольской империи.
Образование и крушение монгольской империи.
Крушение монгольской империи и последующая полоса междоусобных войн привели к почти полному уничтожению памятников культуры пре-дыдущей эпохи.
В XVI веке в Монголию из Тибета проникает ламаизм — особая форма буддизма. «Основой ламаизма является общебуддийское идеалистическое мировоззрение. Специфическим для ламаизма является не догматическая сторона, а сторона ритуальная, обрядовая — учение о путях и способах достижения «опасения» — нирваны».
Ламаизм утверждает культ перерожденцев-хубилганов (после смерти которых их души якобы переселяются в младенцев) и культ монахов-лам, помогающих верующим найти «спасение». Высшие ламы-хубилганы были признаны воплощением будды. Ламство получило в Монголии необычайно широкое распространение. В каждой семье верующего один из
сыновей посвящался в ламы.
Как же была образована монгольская империя?
Впервые познакомились с ламаизмом южные монголы, когда они во главе с туметским Алтан-ханом (1532—1585 гг.) в XVI веке вторглись в Тибет. Сам Алтан-хан, приняв новую веру, стал ревностным ее поклонником и до конца своей жизни заботился о распространении ламаизма, построив значительное количество храмов и монастырей.
Распространению ламаизма среди северных монголов содействовал Абатай-хан (1534—1586 гг.), правитель крупнейшего аймака (княжества) в Халхе.
В 1585 году он приступает к строительству монастыря Эрдени-цзу в том месте, где раньше находилась древняя столица монголов — Каракорум. За исключительную преданность ламаизму Абатай-хан был объявлен хубилганом. Принятая им религия стала с того времени широко распространяться монгольскими князьями в Халхе. Вскоре ламаизм проникает и к западным монголам (ойратам).
Ламаизм оказал отрицательное влияние на экономический и культурный рост монгольских народов и подготовил почву к закабалению монголов маньчжурской династией.
Военно-феодальное государство маньчжуров успешно вело завоевательные войны против Кореи, Китая, Монголии и других азиатских стран.
В 1634 году они побеждают чахаров, что приводит к полному подчинению им всех племен Южной Монголии. В первой половине XVII столетия маньчжуры свергли Минскую династию в Китае и основали свою, Цин- скую, династию (1644—1911). На очереди стало завоевание Северной Монголии (Халхи).
В XVII веке Халха вела изнурительные войны с ойратами. В 1688 году ойраты разгромили войска халхаских феодалов, которые по совету главы ламаистов Халхи — Ундур-гегена (1635—1724 гг.) обратились за помощью к маньчжурам. Помощь была оказана, но за это северные монголы заплатили своей независимостью. Церемония принятия Халхи в подданство маньчжурской династии была совершена в 1691 году в Долонноре.
Западные монголы еще долго отстаивали свою свободу. Покорение Джунгарии (Западной Монголии) потребовало от маньчжуров огромного напряжения сил и продолжалось до середины XVIII века. В 1758 году маньчжуры одержали решительную победу над ойратским князем Амурсана, который вынужден был искать спасения в России.
Наступает продолжительный период маньчжурского господства в истории образования монгольской империи. Монгольские князья, дворяне и духовенство стали на сторону завоевателей, за что получали от Цинской династии всевозможные титулы, чины и власть. Монгольский народ подвергался эксплуатации со стороны маньчжурских чиновников, монгольских князей, высших лам и китайских купцов ростовщиков.
Маньчжурская династия всячески поддерживала ламаистскую церковь, содействовала широкому распространению буддизма среди монголов.
Во время господства маньчжуров ламы составляли почти половину всего мужского населения Внешней Монголии. Распространению ламаизма помогали также особые льготы, предоставляемые ламам. Аратов (скотоводов), посвященных в ламское звание, освобождали от налогов, от всевозможных повинностей и от военной службы. Основная масса лам была неграмотна. Образование в монастырях для низших лам сводилось к заучиванию тибетских молитв и чуждой тибетской письменности.
Высшее духовенство, пополнявшее свои ряды из семей феодалов, стояло во главе монастырей и безраздельно распоряжалось всем их богатством. Всевозможные хубилганы, хутухты и гегены являлись крупнейшими феодалами Монголии. Им принадлежали тысячные стада, пастбища и многочисленные шабинары (крепостные-данники). Во главе всей ламаистской церкви в Монголии стоял ургинский чжебцзун-дамба-хутухта, называемый иначе богдо-геген.
В целях эмоционального воздействия на верующих ламаизм широко использует архитектуру, живопись, скульптуру, музыку и хореографическое искусство (ритуальные танцы).
При маньчжурах строительство культовых сооружений принимает исключительно большой размах. В короткое время вся Монголия покрывается густой сетью монастырей и отдельных храмов.
Правящие круги привлекают народных мастеров — художников, зодчих, скульпторов — к участию в создании культовых построек. Эти мастера, многие из которых сами являлись низшими ламами, создавали порой изумительные произведения искусства.
Талантливые самородки из народа, не обладая специальным образованием, без знания инженерного дела, не имея представления о развитии общемирового искусства, сумели создать замечательные образцы монгольского зодчества, оригинальные композиции и конструктивные решения которого не встречаются в архитектуре других народов.
Несмотря на то, что культовые постройки сооружались по установленным буддийским канонам, е них много элементов народного искусства.