ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
Мартин Лютер Кинг - биография, США, смерть
В США Мартин Лютер Кинг боролся за равные права чёрных и белых, и призывал их объединиться - поговорим сегодня о его биографии и смерти.
5 декабря 1955 г. чернокожая американка Роза Паркс села в автобус в городе Монтгомери (штат Алабама). Она именно села, прекрасно зная, что сиденья предназначены только для белых. Белое большинство оградило себя от цветных после Гражданской войны 1861-1865 гг., когда северные штаты, используя лозунг борьбы с рабством, разбили своих экономических и политических соперников на юге США.
Однако в 1868 и 1870 гг. были приняты XIV и XV поправки к конституции. Они сделали родившихся на американской земле полноправными гражданами со всеми привилегиями и льготами, в том числе с правом участвовать в выборах независимо от цвета кожи.
Местные же власти не включали чернокожих в списки избирателей и не принимали законы о «раздельном, но равном» обучении белых и цветных. А священное право частной собственности позволяло вывешивать таблички «Только для белых» везде, где «порядочные американцы» не желали видеть «черномазых».
Розу Паркс высадили бы из автобуса без последствий, если бы в баптистской церкви, прихожанкой которой она была, не служил священником молодой чернокожий Мартин Лютер Кинг (1929-1968).
По его призыву алабамские цветные ударили белых господ по самому больному месту - кошельку Чёрные более года бойкотировали городской транспорт. Кинг добился решения Верховного суда о незаконности сегрегации (отделения) на транспорте. Бойкот прекратился, лишь когда в автобусах сняли таблички «Только для белых».
Успех массовых ненасильственных действий вдохновил Кинга. Он создал и возглавил «Южную конфедерацию христианского руководства». Эта организация призывала чёрных и белых объединиться для воплощения в жизнь христианских идеалов братства и справедливости. В книге «Сила любви» отец Мартин убеждал, что, возлюбив врагов своих, чёрные пробудят совесть в угнетателях и заставят их отказаться от дискриминации.
Кинг организовывал массовые демонстрации и марши по штатам Юга, выступал с речами, распространял листовки, взывал в своих книгах к совести людей. В августе 1963 г. 250 тыс. протестующих дошли до Вашингтона.
В знаменитой речи «Есть у меня мечта» Кинг обратился к согражданам с такими словами:
В биографии пастора удивительно не то, что в апреле 1968 г. его застрелили белые расисты, а то, что это не произошло намного раньше. Будучи человеком миролюбивым, Кинг, тем не менее, сознательно создавал кризисные ситуации, вынуждавшие власти предоставить чернокожим «безотлагательную свободу».
Наконец президент Джонсон в рамках программы «великого общества» провёл через конгресс мощный пакет законов против расовой дискриминации. После чего страна взорвалась. Кинг был в растерянности.
Он верил, что в «плавильном котле» Америки чернокожим надо лишь получить гражданские права, приобщиться к бизнесу и современной культуре, чтобы слиться с белыми в единой нации, основанной на братстве, разенстве и взаимном доверии. Вместо этого США охватили террор белых расистов и восстания чернокожих, которые считали, что полученных прав недостаточно.
Загадочное убийство Кинга пришлось на период затишья. Его гибель спровоцировала новые кровопролитные бои в американских городах.
Что же произошло? Лишившись возможности работать в сельском хозяйстве Юга, чернокожие устремились на Север, в города. Там они не смешались с местным населением, а образовали этнически замкнутые районы - гетто. Белое население постепенно перетекало в благоустроенные, юридически и финансово самостоятельные пригороды, а гетто стремительно расширялись, умножая нищету, болезни, безграмотность и преступность.
В одном лишь Вашингтоне чернокожие составили к началу 60-х гг. три четверти населения. Со временем образовались мексиканские, пуэрториканские, китайские, вьетнамские, японские и другие гетто. Поддержанные «новыми левыми» восстания в этих районах отличались особой жестокостью.